25 мая во всем мире отмечается Международный день пропавших детей. Во многих странах проводятся мероприятия, направленные на привлечение общественного внимания к проблеме защищенности детей от похищений, трудных жизненных ситуаций и противоправной эксплуатации, как один из примеров – с наступлением темноты зажигаются свечи, которые освещают путь домой всем потеревшимся детям.

Символом дня пропавших детей является изображение синей незабудки.

По данным Еврокомиссии, ежегодно в странах ЕС пропадают 250 тысяч детей, то есть 1 ребенок – каждые 2 минуты.

Эта статистика включает в себя различные категории, в том числе – похищения детей родителями, побеги, исчезновение беспризорных несовершеннолетних мигрантов, похищения детей преступниками и другие.

Что касается Украины, то  по данным заместителя главы Национальной полиции, в 2015 г. поступило больше 4,5 тыс. сообщенный о пропаже детей, в 2016 г. таких сообщений уже было около 6 тыс. Т.е. каждый день в Украине пропадает 16 детей. Как правило, детей обычно находят в течение суток после пропажи. Все эти случаи – не только похищения, дети часто и сами уходят из дому из-за неблагоприятной обстановки в семье, скандалов, влияния сверстников или других причин.  По статистике, 75%  случаев –  это подростки от 13 до 17 лет, которые ушли из дома. Правда, оказываясь на улице, они подвергаются большому риску и могут стать жертвами злоумышленников.

 Одна из категорий пропавших детей – это дети, которые перемещены с нарушением прав опеки (попечения) либо невозвращены после законного перемещения одним из родителей. Такие правовые ситуации попадают под действие Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года, которая была ратифицирована Украиной 11 января 2006 года.

Основная цель механизма Конвенции – возврат ребенка в его постоянное место проживание, при этом следует понимать, что постоянное место проживание не тождественно гражданству ребенка или его родителей. Смысл заключается в том, что один из родителей (или любой другой человек, которому принадлежит право попечения о ребенке) не имеет право единолично принимать решение об изменении места проживания ребенка и, или единолично принимать решение об изменении места проживания ребенка, в частности вывозить его в другую страну.

Юрисдикция таких дел – судебная, административная и смешенная. Лицо, которое обращается с заявлением, по своему усмотрению выбирает форму защиты. Судебная юрисдикция реализуется лицом путем подачи иска. Административная предусматривает возможность обращения лица с заявлением в Министерство юстиции Украины. Смешенная заключается в том, что лицо может обратиться с заявлением в Министерство юстиции Украины, которое потом обращается с иском в суд.

Правовым основанием деятельности МинЮста в таких категориях есть Порядок исполнения на территории Украины Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, утвержденного Постановлением КМУ от 10 июля 2006 года №952. Согласно п. 3 физическое или юридическое лицо (заявитель), может обратиться в МинЮст или центральный орган любой другой страны, которая является стороной Конвенции (иностранный центральный орган), с заявлением о содействии возврату ребенка (независимо от направления ее вывоза (перемещения) – из-за границы) и с заявлением об обеспечении реализации права доступа к ребенку.  Если лицо имеет намерение обратиться с заявлением о возврате ребенка в Украину или об обеспечении реализации права доступа к ребенку, который находится за границей, Министерство юстиции Украины разъясняет порядок обращения, предоставляет юридическую помощь и консультации, помогает заявителю в подготовке соответствующего заявления.

В судебном порядке такие дела рассматриваются как дела с иностранным элементом.   В круг лиц, по иску которых может быть возбуждено гражданское дело указанной категории входят —  мать, отец ребенка, опекун (попечитель), то есть любое лицо, которое имеет право попечительства над ребенком, в том числе уполномоченный на это представитель детского учреждения, в котором проживал ребенок, лишенный родительской опеки. Ответчиком по делу является лицо, которое вывезло ребенка из Украины и / или совершает ее удержание, а также является одним из родителей, родственником по происхождению со стороны отца или матери, мачехой или отчимом. К участию в делах указанной категории следует привлекать в качестве третьих лиц орган опеки и попечительства по фактическому месту нахождения ребенка, который готовит заключение об условиях его проживания из поставленных истцом вопросов, проводит соответствующие собеседования с ответчиком (пункты 12, 13, 20, 21 Порядка КМУ).

Интересным является тот факт, что фактически вернуть ребенка можно только до истечения определенного срока либо если условия его содержания хуже, чем в постоянном месте жительства. Так, если ребенок перемещен   или   захвачен   так,   как    это предусмотрено   ст. 3  Конвенции и   к   началу   процедур  в  судебных  или административных инспекциях  того  Договаривающегося  государства, где находится ребенок, минуло менее одного года с даты незаконного перемещения  или   захвата,   соответствующие   инстанции   отдают распоряжение о немедленном возвращении ребенка. Судебные и административные инстанции,  даже в  тех  случаях, когда процедуры начаты после истечения годичного срока,  о котором говорится  в  предыдущем  абзаце,  также  отдают  распоряжение   о возвращении  ребенка,  если  только  нет  свидетельств о том,  что ребенок уже вполне прижился в своей новой среде.

 

Татьяна Стоянова ,

к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданского процесса

Национального университета «Одесская юридическая академия»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here