Министерством образования и науки даны рекомендации о некоторых вопросах организации воспитательного процесса в школах в 2020/21 учебном году.
Соответствующее письмо отправлено региональным департаментам образования и науки, а также учреждениям последипломного педагогического образования.
Рекомендации раскрывают вопросы формирования у детей и учащейся молодежи ценностных жизненных навыков, профилактики буллинга, уголовных правонарушений, употребления наркотических и психотропных веществ и предотвращения торговли людьми.
В частности, в Минобразования отмечают, что Закон Украины «Об образовании» определяет право получателей образования на защиту во время образовательного процесса от унижения чести и достоинства, любых форм насилия и эксплуатации, дискриминации по любому признаку.
В то же время в Министерство продолжают поступать обращения от участников образовательного процесса о нарушениях прав ребенка, в частности о случаях буллинга.
С целью профилактики буллинга (травли) МОН рекомендует школам внедрять в образовательный процесс кружок «Решение конфликтов мирным путем. Базовые навыки медиации» и факультатив «Решаю конфликты и строю мир вокруг себя».
Также школам рекомендовано развивать медиацию сверстников и создавать службы взаимопонимания, проводить образовательную работу с родителями и законными представителями детей по вопросам профилактики насилия, буллинга, формирования ненасильственной модели поведения и разрешения конфликтов мирным путем.
«Наряду с буллингом (травлей) большой проблемой в Украине является домашнее насилие. В 2019 году на телефонную линию «102» для реагирования полиции поступило более 115 тысяч звонков с заявлениями о домашнем насилии», — отмечают в образовательном ведомстве.
С целью обеспечения комплексного интегрированного подхода к противодействию домашнему насилию в Министерстве образования советуют пользоваться Методическими рекомендациями по выявлению, реагированию на случаи домашнего насилия и взаимодействию педагогов с другими органами и службами.
Актуальной в 2020/21 учебном году остается профилактическая работа по противодействию торговле людьми.
Особая роль здесь принадлежит предметам социально-гуманитарного цикла: истории, географии, правоведению, обществоведению, литературе (украинской и зарубежной), философии, социологии, политологии и т. п.
«Главные задачи учебно-воспитательных мероприятий по указанным негативным явлениям — повысить общий уровень правового сознания детей и молодежи, уровень осведомленности о проблемах нарушения прав человека, научить моделям безопасного поведения, воспитать уважение к правам человека и основным свободам, толерантное отношение к потерпевшим от насилия», — отмечают в ведомстве.
Также в Министерстве образования акцентируют внимание педагогов на том, что надлежащее место в организации воспитательного процесса учебного заведения должно быть предоставлено работе по предупреждению употребления детьми и учащейся молодежью наркотических и психотропных веществ.
«Особую тревогу вызывает то, что нарушается статья 54 Закона Украины «Об образовании» в части недостаточной деятельности педагогических и научно-педагогических работников учебных заведений по предотвращению употребления получателями образования алкогольных напитков, наркотических средств и табачных изделий», — отмечают в МОН.
Несмотря на это, школам рекомендовано внедрять профилактические стратегии формирования жизненных навыков, формировать у молодежи умение противостоять рискам, осуществлять комплекс профилактических мероприятий, повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, внедрять в программы подготовки и переподготовки педагогических работников современные методики профилактической работы по преодолению негативных проявлений среди детей, создавать методики раннего выявления детей, относящихся к группам риска и т. п.
Еще одним этапом воспитательной работы школ должна стать профилактика уголовных правонарушений.
В этом направлении школам рекомендовано проанализировать состояние дел и усилить индивидуальную коррекционную работу с детьми, которые уже совершали уголовные преступления, и детьми, имеющими признаки агрессивного поведения; провести информационно-просветительскую работу с родителями детей, склонных к противоправному поведению; наладить межведомственное взаимодействие с подразделениями ювенальной превенции Национальной полиции Украины, службами по делам детей, социальными службами для семьи, детей и молодежи и т. п.
О содержании рекомендаций Министерства образования и науки должны быть уведомлены руководители органов управления образованием разных уровней, руководители школ и педагогические работники.
Источник: Освіта.ua