1 мая завершился переходный период, когда органы местной власти должны подключиться к реестрам и взять на себя функции по регистрации недвижимого имущества, юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Как сообщает пресс-служба Министерства юстиции Украины, с 1 мая регистраторы министерства и территориальных органов юстиции больше не выполняют данные функции.
«Реформа, которая касается децентрализации и демонополизации полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и бизнеса успешно завершена», — заявила в ходе заседания Кабинета министров первый заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова.
По ее словам, в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей в настоящее время подключены 662 местных органов государственной власти и местного самоуправления. Из них 552 райгосадминистрации и исполкомы городов областного значения и 70 сельских, поселковых и городских советов. В Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество подключились 557 РГА и 246 сельских и городских советов.
Министерством юстиции также было аккредитовано 45 субъектов государственной аккредитации, и подключены почти 6,5 тыс. государственных и частных нотариусов.
«Благодаря проведению реформы удалось разрушить монополию, которая была основой коррупции, когда есть только один чиновник, к которому должен был обращаться гражданин и который решал провести регистрацию или нет. На сегодня, когда есть конкуренция и несколько субъектов на рынке, которые выполняют эту функцию, коррупция не имеет смысла. Ведь, если кто-то требует взятки, можно просто развернуться и уйти к другому субъекту», — подчеркнула Наталья Севостьянова.
Она также отметила: реформа способствовала улучшения доступности и расширению точек регистрации имущества, ведь сейчас регистрационные сервисы предоставляют и местные органы власти, и нотариусы, и аккредитованные субъекты. Также она обеспечила унификацию процедур регистрации юридических лиц, общественных формирований и бизнеса. Был введен принцип экстерриториальности, который дает возможность зарегистрировать бизнес независимо от региона и зарегистрировать недвижимость в пределах области.
Кроме этого, введено возможность подачи электронных документов, сокращен перечень бумаг для регистрации и сроки проведения всех процедуры.
По ее убеждению одним из важнейших достижений реформы стало введение системы административного обжалования решений регистраторов. «Это дает возможность Минюсту и независимой комиссии эффективно отреагировать, если каким-то из регистраторов было совершено нарушение при осуществлении регистрационных действий, не дожидаясь судебного обжалования на 3 звеньях», — добавила первый заместитель министра. При этом она отметила: вместе с полномочиями на места были переданы средства, которые граждане платили, регистрируя имущество или бизнес.
«Процент от предоставления услуг поступает непосредственно в местные бюджеты, что дает возможность обществу использовать их на собственные нужды», — резюмировала Наталия Севостьянова.