Министрам можно запретить использовать самоуничтожающиеся сообщения для ведения государственных дел после судебного разбирательства в Великобритании, поддержанного альянсом борцов за прозрачность и университетских архивистов.
WhatsApp недавно представил пользователям возможность навсегда скрывать сообщения как для отправителя, так и для получателя через семь дней. Его конкурент, ориентированный на конфиденциальность, Signal, используемый многими депутатами-консерваторами , в течение некоторого времени выполнял аналогичную функцию.
Растут опасения, что политики и специальные советники могут использовать такие функции, чтобы избежать ответственности. В настоящее время юристы готовятся к судебному пересмотру использования автоматически исчезающих сообщений на том основании, что использование таких функций делает невозможным выполнение необходимых юридических проверок того, следует ли архивировать сообщение для потомков.
Кори Крайдер, директор юридической группы Foxglove, сказала: «Неуместно вести правительственные дела на платформах исчезающих сообщений.
«Основная идея заключается в том, что конфиденциальность — для граждан, а прозрачность — для правительства. Это правительство накапливает все больше и больше данных обо всех нас, а у нас остается все меньше и меньше информации о них. Это делает демократическую сделку совершенно обратной».
Почти десять лет назад Управление Комиссара по информации заявило, что личные электронные письма и текстовые сообщения, используемые для обсуждения государственных дел, по- прежнему подпадают под действие запросов о свободе информации. Это последовало за спором между журналистом Financial Times Крисом Куком и Домиником Каммингсом, в то время советником Майкла Гоува, после того, как было обнаружено, что Каммингс направляет людей для связи с ним через его личный адрес электронной почты, а не через его официальный рабочий аккаунт. Гоув и Каммингс заявили, что обсуждали вопросы Консервативной партии, которые не подпадали под действие правил.
Однако оказалось, что это постановление сложно привести в исполнение, так как многие политики и советники просто более осторожны в использовании личных учетных записей. Ситуация усложняется тем, что государственные предприятия все чаще используют приложения для обмена зашифрованными сообщениями, такие как WhatsApp , что затрудняет получение записей о процессе принятия решений. Известно, что некоторые официальные лица использовали учетные записи в сильно зашифрованном сервисе ProtonMail, чтобы избежать проверки.
Хотя человек может быть привлечен к ответственности за уничтожение сообщений после получения запроса о свободе информации, недавнее появление простых в использовании функций самоуничтожения сообщений в популярных приложениях вызвало новые опасения по поводу юридических процессов.
Дело основано на работе Ричарда Овендена, который в настоящее время является библиотекарем Бодли в Оксфордском университете и президентом Комиссии по сохранению цифровых данных. Он сказал, что использование политиками исчезающих посланий делает их «неспособными быть объектом пристального внимания со стороны общественности, на службу которой они нанимаются» и влияет как на граждан, так и на будущих историков.
Юристы утверждают, что действующее законодательство 1958 года, требующее архивирования документов, не делает различий между форматами, будь то официальные письма или исчезающие цифровые сообщения.
Crider подает иск от имени некоммерческой политической группы «Citizens», которая проводила кампании, включая расследование распространения правительством контрактов, связанных с пандемией, и создание конкурирующего надзорного совета Facebook. Ожидается, что краудфандинговая кампания поможет покрыть расходы на это дело.
Представитель Citizens сказал: «Государственная деятельность ведется под прикрытием секретности, обеспечиваемой техническими платформами. Нам отчаянно необходимо оспорить то, что, по нашему мнению, является явным нарушением закона, как от имени британских журналистов-расследователей, так и от имени будущих историков».