Решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства новому владельцу недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, является незаконным с учетом положений статьи 120 Земельного кодекса Украины, если судом установлено наличие права собственности на земельный участок прежнего собственника недвижимого имущества, осуществляющим правомерное его использование, в том числе и для обслуживания недвижимого имущества. К такому выводу пришла Большая Палата Верховного Суда в деле № 720/1716/15-ц.
Порядок безоплатной приватизации гражданами земельных участков определен статьей 118 ЗК Украины, согласно которой составной частью порядка приватизации гражданами земельных участков, до принятия окончательного решения о предоставлении земельного участка в собственность, является разрешение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на разработку проекта приватизации земель.
Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частями первой, второй статьи 120 ЗК Украины к лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом, здание или сооружение, размещенные на земельном участке, находящемся в собственности другого лица, переходит право собственности на земельный участок или его часть, на которой они размещены, без изменения его целевого назначения. На основании системного анализа указанных законодательных положений, собственник жилого дома и хозяйственных сооружений имеет право на приватизацию земельного участка, в том числе путем безвозмездной передачи ему земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности, на которых расположены указанные сооружения, а также необходимой части земельного участка для их обслуживания в пределах норм, определенных статьей 121 ЗК Украины.