В связи с вступлением 5.10.2016 г. в законную силу Законов «Об исполнительном производстве», и «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», Притуляк Валерий Николаевич ассистент кафедры гражданского процесса Национального университета «Одесская юридическая академия» проанализировал для издательства «Я и Закон» основные изменения, преимущества и недостатки выше указанных Законов.
Среди основных проблем в сфере правосудия с момента обретения Украиной независимости в числе прочих выделяют недостаточное обеспечение со стороны государства исполнения решений судебных и других органов уполномоченных органов.
Довольно часто Европейский суд по правам человекапри рассмотрений дел относительно государства Украина указывал на тот факт, что исполнение судебного решения в разумный срок является неотъемлемой частью права человека на справедливый суд, констатированного статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
20.05.2015 Указом Президента Украины №276 была одобрена Стратегия реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 год (далее — Стратегия). Согласно указанной Стратегии на сегодняшний день система правосудия не выполняет поставленные перед ней задачи на надлежащем уровне. Раздел «Анализ нынешнего состояния правосудия» Стратегии отмечает, что в системе исполнения судебных решений существуют значительные проблемы, касающиеся предельно низкой доли фактического исполнения судебных решений, отсутствия эффективной системы мотивации государственных исполнителей, системных недостатков во взаимодействии государственных исполнителей с другими государственными и негосударственными организациями.
В результате чего для достижения задач восстановления доверия граждан к судьям, системе судоустройства и повышения эффективности реального исполнения судебных решений Президентом Украины было внесено на рассмотрение Верховного Совета Украины ряд законопроектов касающихсяреформирования сферы правосудия.Среди прочих выделяются проект закона «Об исполнительном производстве» и «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов».
02.06.2016 года Верховный Совет Украины принял Законы «Об исполнительном производстве», который пришел на смену Закону с аналогичным названием от 21.04.1999 года и «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», заменивший Закон Украины «О государственной исполнительной службе» от 24.03.1998 года.
Вступление указанных законов в силу ожидается 05.10.2016 года, за исключением некоторых положений (относительно деятельности частных исполнителей, работы единого реестра должников), что обусловлено необходимостью создания соответствующих предпосылок в части подготовки квалификационных экзаменов для кандидатов на должность частного исполнителя, подготовку необходимого ПО для работы реестра и т.д. Вступления в силу указанных положений законов отстрочено на три месяца и ожидается 05.01.2017 года.
И так, что же нас ожидает после вступления в силу Законов Украины «Об исполнительном производстве» и «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (далее – Закон об органах и лицах, осуществляющих исполнение)?
Главной новеллой в результате вступления вышеупомянутых законов в силу должно стать внедрение института частного исполнителя, являющегося по статусу субъектом независимой профессиональной деятельности (схожей с существующим институтом частного нотариуса).
Так, Законом об органах и лицах, осуществляющих исполнение, установлены дополнительные требования к лицам, желающим заняться принудительным исполнением решений судов и других юрисдикционных органов в качестве частного исполнителя. Помимо общих требований, предъявляемых как к государственному так и к частному исполнителю в виде наличия гражданства Украины, высшего юридического образование не ниже второго уровня и владения государственным языком, соискатель должности частного исполнителя дополнительно должен иметь стаж работы в области права после получения соответствующего диплома не менее двух лет и сдать квалификационный экзамен.
Также подразумевается создание открытого специализированого Единого реестра частных исполнителей, в котором будет содержатся следующая информация о частных исполнителях: фамилия, имя и отчество (при наличии) частного исполнителя;дата решения Квалификационной комиссии о предоставлении права на осуществление деятельности частного исполнителя;номер удостоверения;исполнительный округ, на территории которого частный исполнитель осуществляет деятельность; адрес офиса частного исполнителя;реквизиты договора страхования гражданско-правовой ответственности частного исполнителя, срок егодействия, страховую сумму;приостановление деятельности частного исполнителя (в случае наличия);дату и номер решения о привлечении частного исполнителя к дисциплинарной ответственности и вид дисциплинарного взыскания; дату и номер решения Дисциплинарной комиссии о прекращении деятельности;фамилия, имя и отчество помощников частного исполнителя (в случае их наличия).Примечательным является тот факт, что частный исполнитель имеет право приступить к осуществлению своей деятельности после внесения информации о нем в такой реестр.
Необходимо учесть, что частные исполнители имеют право принимать к исполнению исполнительные документы по месту их исполнения на территории соответствующего исполнительного округа. В тоже время, исполнительные действия частные исполнители могут осуществлять на всей территории Украины.
Немаловажной особенностью Закона об органах и лицах, осуществляющих исполнение является создание Дисциплинарной комиссии частных исполнителей и разветвленной системы органов самоуправления частных исполнителей на разных уровнях, среди которых выделяются: съезд частных исполнителей региона (Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя); совет частных исполнителей региона (Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя); совет частных исполнителей Украины; съезд частных исполнителей Украины, которые в свою очередь являются органами Ассоциации частных исполнителей Украины.
Также законодательством предусматривается ответственность (дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная) частного исполнителяза принимаемые решения, действия или бездействие и вред,причиненный третьим лицам.
Отличительной чертой Закона об органах и лицах, осуществляющих исполнениеявляется установление обязательного страхования гражданско-правовойответственности частного исполнителяперед третьими лицамидо начала осуществления деятельности, как обязательного условия преступления к работе. Так, минимальный размер страховой суммы должен составлять не менее 10 процентов от общей суммы взыскания по исполнительным документам, находящимся у частного исполнителя в течение года, но не менее 1000 минимальных размеров заработной платы по состоянию на начало соответствующего календарного года.
Частный исполнитель лишен возможности выполнять решения, если сумма взыскания по исполнительному документу с учетом сумм, уже находящихся у него в производстве, превышает минимальный размер страховой суммы по договору страхования. Выходом из ситуации может быть заключение дополнительного договора страхования на необходимую сумму. Причем не заключение договора страхования является одним из оснований для приостановления деятельности частного исполнителя.
Вопросами введения страхования ответственности частного исполнителя в Украине занялась рабочая группа во главе с экспертами Центра коммерческого права, которая должна разработать необходимый пакет документов по страхованию гражданско-правовойответственности частного исполнителя.
Относительно полномочий, которыми наделены частные исполнители, следует отметить, что они наделены теми же полномочиями, что и государственные исполнители, за исключением возможности заниматься принудительным исполнением определенной «чувствительной для общества» категории дел, а именно:
1) решение об отобрании и передачи ребенка, установление свиданий с ним или устранение препятствий в свиданиях с ребенком;
2) решений, по которым должником является государство, государственные органы, Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, юридические лица, доля государства в уставном капитале которых превышает 25 процентов, и / или которые финансируются исключительно из средств государственного или местного бюджета;
3) решений, по которым должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещена в соответствии с законом;
4) решений, по которым взыскателями являются государство, государственные органы;
5) решений административных судов и решений Европейского суда по правам человека;
6) решений, которые предусматривают совершение действий в отношении имущества государственной или коммунальной собственности;
7) решений о выселении и вселении физических лиц;
8) решений, по которым должниками являются дети или физические лица, признанные недееспособными или гражданская дееспособность которых ограничена;
9) решений о конфискации имущества;
10) решений, выполнение которых отнесено законом непосредственно к полномочиям других органов, не являющихся органами принудительного исполнения и других установленных законом случаях.
За осуществление исполнительных действий частному исполнителю выплачивается вознаграждение, которое состоит из двух частей (основного и дополнительного). Размер основного вознаграждения частного исполнителя устанавливается Кабинетом Министров Украины и взимается с должника в исполнительном производстве (порядок и процедура взыскания основного вознаграждения государственного исполнителя аналогична взысканию с должника исполнительного сбора). Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка выплаты вознаграждений государственным исполнителям и их размеров и размера основного вознаграждения частного исполнителя» от 08.09.2016 года № 643 установлено, что основное вознаграждение частного исполнителя взимается в размер10 процентов от взысканной с должника суммы или стоимости имущества должника, переданного взыскателю по исполнительному документу, а по исполнению исполнительного документа неимущественного характера — две минимальные заработные платы, если должником по исполнительному документу является физическое лицо, и четыре минимальные заработные платы, если должником по исполнительному документом является юридическое лицо. Данные мерыдолжны обеспечитьнадлежащую мотивацию частных исполнителей и будет способствовать эффективной работе частных исполнителей, своевременности и полноте исполнения решений судов и других органов (должностных лиц). Дополнительное вознаграждение устанавливается соглашением между частным исполнителем и взыскателем и не подлежит взысканию с должника.
Также Законом об исполнительном производстве предусматривается обязанность взыскателя при подаче заявления о принудительном исполнении решения оплачивать авансовый взнос в размере 2 процентаот суммы, подлежащей взысканию, но не более 10 минимальных размеров заработной платы. По решениям неимущественного характера такой авансовый взнос составляет 1 размер минимальной заработной платы,в случае если должником является физическое лицо и 2 размера минимальной зарплаты,если должником является юридическое лицо. В ст. 26 Закона об исполнительном производстве закрепляется ряд оснований для освобождения от уплаты авансового взноса взыскателя по решениям: о взыскании заработной платы, восстановлении на работе и по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;вычисления, назначении, перерасчете, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот;возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью физического лица;взыскании алиментов;возмещение имущественного и / или морального вреда, причиненного в результате совершения уголовного преступления.
От уплаты авансового взноса освобождаются государственные органы, инвалиды войны, инвалиды I и II групп, законные представители детей-инвалидов и недееспособных инвалидов I и II групп, граждане, отнесенные к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, в случае их обращение в органы государственной исполнительной службы.
В случае превышения расходов исполнительного производства ранее уплаченного авансового взноса, взыскатель обязан осуществить дополнительное их авансирование. А в случае неосуществления взыскателем дополнительного авансирования расходов исполнительного производства это является основанием для возвращения ему исполнительного документа.Причем в случае нахождения исполнительного документа на принудительном исполнении у частного исполнителя дополнительное авансирование осуществляется только по требованию исполнителя.
Для осуществления своей деятельности частный исполнитель открывает в банке (в государственном либо в коммерческом) следующие счета: для учета депозитных сумм и зачисления взысканных с должников средств в национальной и иностранной валютах и их выплаты взыскателям; для зачисления средств исполнительного производства; для зачисления вознаграждения.
Что немаловажно, в случае прекращения права частного исполнителя на осуществление деятельности, учреждения банков обязаны передать остаток средств с таких счетов на счет другого частного исполнителя или органа государственной исполнительной службы, которому передано исполнительное производство для продолжения совершения исполнительных действий. Такой перевод осуществляется банком на основании платежного требования нового исполнителя.
Особое внимание стоит уделить вопросу контроля за деятельностью частного исполнителя со стороны Министерства юстиции Украины, который заключается в проведении плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в два года с обязательным уведомлением частного исполнителя о времени и месте проведения проверки не позднее, чем за 10 дней до ее начала. Внеплановые проверки могут проводится на основании: заявления частного исполнителя; письменных обращений участников исполнительного производства относительно решений, действий либо бездействия частного исполнителя; непредставление частным исполнителем отчетности или иной информации или представление недостоверной информации.
По результатам проверки при наличии признаков дисциплинарного проступка Министерство юстиции Украины направляет в Дисциплинарную комиссию частных исполнителей представление о привлечении частного исполнителя к дисциплинарной ответственности. В результате рассмотрения представления Дисциплинарная комиссия может применить к частному исполнителю такие меры взыскания, как: предупреждения, выговор, приостановление деятельности частного исполнителя на срок до шести месяцев или полное прекращение деятельности частного исполнителя. Решение о применении к частному исполнителя дисциплинарного взыскания вводится в действие приказом Министерства юстиции Украины.
Данный механизм призван эффективно защищать права и охраняемые законом интересы сторон исполнительного производства от произвола при принудительном исполнении исполнительных документов частным исполнителем и не допускать на рынке услуг по принудительному исполнению «коллекторские» методы работы.
Еще одним существенным нововведением, на которое следует обратить внимание и которое кардинально меняет подход к обеспечению исполнения решения и предотвращения отчуждения должниками имущества, является создание Единого реестра должников.
В указанном реестре в режиме «он лайн» будет содержаться информация о должниках, которые имеют невыполненные имущественные обязательства и относительно которых открыто исполнительное производство. Лица (органы) осуществляющие регистрацию, перерегистрацию имущества (частные, государственные нотариусы, государственные регистраторы прав на недвижимое имущество и их обременений) к которым с целью совершения сделки по отчуждению имущества обратился должник, внесенный в реестр должников, будут обязаны отказывать в совершении регистрационных действий даже в том случае, если в них будет отсутствовать информация о наложении исполнителем ареста на денежные средства либо имущество должника. При этом такие органы в день обращения должника обязаны сообщить государственному или частному исполнителю информацию об имуществе, относительно отчуждении которого обратился должник.Заключение сделки в отношении имущества должника с нарушением указанного порядка, в случае если такая сделка привела к невозможности удовлетворить требования взыскателя за счет имущества должника, является основанием для признания такой сделки недействительной.
Принятие законов об исполнительном производстве и об органах и лицах, осуществляющих исполнение является положительным сигналом для всех истцов в судебных тяжбах, многих потенциальных инвесторов и государства, как взыскателя по исполнительным производствам, свидетельствующим о повышении уровня эффективности системы принудительного исполнения, так как призваны обеспечить действенный механизм быстрого и полного выполнения решений, в том числе благодаря разгрузке органов государственной исполнительной службы. С другой стороны права и интересы должников также учтены и защищены от нарушений путем: законодательного урегулирования порядка деятельности и компетенции частных исполнителей, установления порядка совершения ими исполнительных действий и принятия решений;закрепления квалификационных требований к частным исполнителям, прохождения ими обучения, стажировки и сдачи экзаменов, что исключает доступ к такой деятельности неквалифицированных лиц; страхования ответственности частного исполнителя перед третьими лицами и осуществления ряда расходов, связанных с арендой, обустройством офиса. Ведь в случае совершения нарушений со стороны частного исполнителя, такие действия могут повлечь приостановление или прекращение деятельности частного исполнителя что приведет к фактической потере им возможности получения дохода от профессиональной деятельности и понесенных расходов.