Верховный Суд Украины высказал свою правовую позицию
по делу №6-464цс16 о признании недействительными договоров мены земельных участков.
Частью первой статьи 5 Закона № 899-IV установлено, что материалы обмена земельными долями (паями), проведенного по желанию их владельцев, оформляют сельские, поселковые, городские советы и районные государственные администрации в пределах их полномочий по выделению земельных долей (паев) в натуре (на местности) до момента выдачи государственных актов на право собственности на земельный участок.
Статьей 14 этого Закона предусмотрено, что в случае если собственник земельного участка, который находится внутри единого массива, который используется совместно собственниками земельных участков или другими лицами для ведения товарного сельскохозяйственного производства, изъявляет желание использовать принадлежащую ему земельный участок самостоятельно, он может обменять ее на другую земельный участок на границе этого или другого массива. Обмен земельными участками осуществляется с согласия их собственников в соответствии с законом и заверяется нотариально.
Согласно пункту 15 раздела Х «Переходные положения» ЗК Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель, но не ранее 1 января 2012 года, не допускается покупка -продажа или иной способ отчуждения земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), кроме передачи их по наследству, обмена на другой земельный участок в соответствии с законом и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд.
Таким образом, законодатель предусмотрел несколько оснований получения в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения, в частности как земельный пай при приватизации сельскохозяйственных предприятий для ведения товарного сельскохозяйственного производства или как земли для ведения сельского хозяйства.
Законодатель не закрепил в ЗК Украины или других законах Украины порядок мены земельных долей (паев) в других случаях.
Итак, анализ указанных норм права дает возможность сделать вывод о том, что обменены могут быть земельные участки по схеме «пай на пай» и только в случае, предусмотренном статьей 14 Закона № 899-IV.