К вопросу отражения отдельных имущественных прав детей в процессе осуществления электронного декларирования

0
2383

 

Об отражении отдельных имущественных прав детей в процессе осуществления электронного декларирования изданию «Я и закон» рассказал к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса Национального университета «Одесская юридическая академия» Журило Сергей Сергеевич.

Развитие в Украине современного демократического общества, ее стремление интегрироваться в Европейский Союз сталкиваются со многими препятствиями, среди которых внутриполитическая нестабильность, повышение уровня инфляции и безработицы, высокий уровень коррупции и соответственно снижение доверия граждан к власти.

Одним из наиболее эффективных методов профилактики коррупции в государственной сфере является усиление мер финансового и иного контроля лиц, уполномоченных на выполнение государственных и других, приравненных к ним функций. Одной из действенных мер финансового контроля является предоставление деклараций о доходах и имуществе государственных должностных лиц.

Несмотря на развитие информационного общества, распространенной мировой практикой является предоставление деклараций с помощью специальных электронных сервисов, поэтому они получили название электронных деклараций. Данный шаг призван повысить прозрачность и доверие граждан к политическому руководству с помощью обнародования информации об активах политических деятелей и государственных служащих.

Так, Верховной Радой Украины 14.10.2014 года принят Закон Украины «О предотвращении коррупции» (далее — Закон).

Согласно ст. 45 Закона лица, указанные в пункте 1, подпунктах «а» и «в» пункта 2, пункте 5 части первой статьи 3 настоящего Закона (народные депутаты Украины, депутаты местных советов, государственные служащие, должностные лица местного самоуправления, судьи, прокуроры, полицейские, должностные лица юридических лиц публичного права и другие), обязаны ежегодно до 1 апреля подавать путем заполнения на официальном веб-сайте Национального агентства декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за прошлый год по форме, которая определяется Национальным агентством.

Идеология технического решения выписана таким образом, что чиновник на рабочем или любом компьютеризированном месте заполняет детальную онлайн-форму, сведения из которой автоматически попадают в единую базу данных и становятся публично доступными (исключая персональные данные лица).

Система сама соединяется с тематическими государственными реестрами и базами данных и сравнивает задекларированое с фактически имеющимся. В случае несоответствия, чиновника попросят уточнить разногласия. В случае отказа или факта предоставления недостоверных сведений, компетентные органы начинают уголовное производство.

Анализируя форму электронной декларации отметим, что в главе 11 «Доходы, в том числе подарки» предусмотрены следующие поля форм декларации, которые необходимо заполнить: «Лицо, к которому относится объект декларирования», «Вид дохода», «Размер (стоимость)», «Источник дохода», «Права на этот объект: тип права», «Права на этот объект: информация о владельце».

В связи с этим, возникают вопросы, которые требуют детального рассмотрения и разъяснения относительно указания в электронной декларации декларантом или его супругой (супругом) доходов (денежных средств) при получении пособия по рождению ребенка.

Так, статьями 10, 11 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» установлено, что помощь при рождении ребенка по этому Закону предоставляется одному из родителей ребенка (опекуну), постоянно проживающий вместе с ребенком. Единовременное пособие, предназначенное опекуну, считается собственностью ребенка. Выплата пособия при рождении ребенка прекращается в случае: нецелевого использования средств и необеспечения получателем помощи надлежащих условий для полноценного содержания и воспитания ребенка.

То есть, указанные средства — помощь при рождении ребенка, являются целевыми средствами, используются на ребенка и является ее собственностью.

Это подтверждается Порядком назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, а именно пунктом 10, в котором указано, что помощь при рождении ребенка предоставляется с целью создания надлежащих условий для его полноценного содержания и воспитания.

Следовательно, при заполнении поля электронной декларации «Лицо, к которому относится объект декларирования» декларант указывает себя или жену (мужа), на которого оформлена выплата помощи при рождении и открыт счет для зачисления средств, в полях «Вид дохода», «Размер (стоимость)»- указывает: социальные выплаты (конкретизирует — помощь при рождении ребенка) и сумму полученных средств, в поле«Источник доходов»- указывает соответствующий орган социальной защиты, который осуществляет начисление и выплату помощи. При заполнении «Права на этот объект: тип права» указывает: собственность. И вот возникает вопрос при заполнении поля «Права на этот объект: информация о владельце»: кого указывать владельцем полученных средств — помощи при рождении ребенка? Родителей, отца (матери) на которого открыт счет или ребенка?

Анализируя электронные декларации, содержащиеся в Едином государственном реестре деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, отметим, что имеет место указание декларантами владельцем указанных средств родителя на кого открыт счет и на который поступают средства или декларанты вообще владельцев этих средств не указывают (что является нарушением ст. 46 Закона, которая предусматривает заполнение данных сведений).

Исходя из нормативных положенийвопросы защиты имущественных прав ребенка, государственной целевой поддержки материальных условий для воспитания детей в семьях, юридически правильно было бы указывать владельцем именно ребенка.

Однако, в связи с тем, что средства, которые выплачиваются государством при рождении ребенка для создания надлежащих материальных условий для воспитания детей в семьях, поступают на открытые счета именно родителей (декларантов), то в случае проверки достоверности представленных декларантом данных работниками Национального агентствапо вопросам предотвращению коррупции, указанные средства будут «высвечиваться» за родителями: на их расчетных счетах, в связи с чем, считаю, что в данном случае (согласно цели электронного декларирования, методов и способов проверки) необходимо указывать владельцами указанных средств родителей, а вопросами целевого их использования будут заниматься работники социальных служб или исполнительные органы территориальной общины.

Стоит отметить, что вопрос правильности заполнения декларации достаточно ответственный процесс, так как указание в декларации заведомо недостоверных сведений может повлечь за собой дисциплинарную, административную (ст. 172-6 КУоАП) или уголовную ответственность (ст.366-1 УК Украины).

Поэтому, смею утверждать, что от правильности решения указанного вопроса будет зависеть возникнут ли основания для инициирования вопроса о привлечении декларанта к ответственности за нарушениеантикоррупционногозаконодательства.

Литература:

 

  1. Про запобігання корупції : Закон України від 14.10.2014 р. – Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1700-18
  2. Про державну допомогу сім’ям з дітьми : Закон України від 21.11.1992 р. – Режим доступу: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2811-12
  3. Про затвердження Порядку призначення і виплати державної допомоги сім’ям з дітьми : Постанова Кабінету Міністрів України від 27.12.2001 р. № 1751. – Режим доступу: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1751-2001-п

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь