Ранее нами уже были даны некоторые комментарии относительно законопроекта № 4928 о внесении изменений в некоторые законодательные акты по улучшению защиты права ребенка на надлежащее содержание, которым значительно усовершенствовано правовое регулирование выплаты алиментов, в том числе, предложены изменения по вопросу определения размера выплачиваемых алиментов.
В продолжение дискуссии обратимся к опыту французского законодателя в вопросе определения размера алиментов, взыскиваемых на ребенка.
Во Франции законодателем не определен размер алиментов в процентах от дохода в зависимости от количества детей, нет здесь и конкретной привязки к «прожиточному минимуму» (понятие, которое, откровенно говоря, в последнее время в нашей стране носит сугубо формальный характер), в каждом случае размер алиментов определяется по усмотрению суда. При этом в соответствии со ст. 271 ГК Франции судом принимаются во внимание следующие обстоятельства: материальное положение лица, которое получает алименты, его возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь; время, необходимое получателю алиментов, чтобы получить или обновить образование и вернуться на рынок труда; профессиональную квалификацию каждого из супругов; уровень жизни семьи во время брака; длительность брака; возраст обоих супругов; физическое и душевное состояние получателя алиментов; финансовое положение плательщика алиментов (1).
Учет отмеченных существенных обстоятельств позволяет суду детальнее определить потребности получателя алиментов и установить в каждом конкретном случае размер алиментов, который будет отвечать ситуации, сложившейся в каждой конкретной семье. Привлекает внимание необходимость учета судом такого обстоятельства, как «уровень жизни семьи во время брака»: размер алиментов в каждом случае должен отвечать тому уровню, к которому привык ребенок во время пребывания его родителей в браке. Представляется, что с точки зрения уменьшения моральных страданий ребенка, который и так лишается привычных для него условий жизни, целесообразнее увязывать размер алиментов не с обобщенным понятием «прожиточный минимум», а с уровнем жизни конкретной семьи во время брака, к которому привык ребенок.
Среди аспектов правового регулирования алиментных обязательств во Франции, которые стоило бы принять во внимание украинскому законодателю, можно также выделить положение о том, что алиментные обязательства не прекращаются в связи со смертью плательщика алиментов, а переходят к наследникам должника (ст. 342-5 ГК Франции). С одной стороны, перекладывание обязанности содержать чужого ребенка может показаться несправедливым, например, в том случае, если наследником плательщика алиментов будет выступать его вторая жена, но с учетом того, что наряду с обязанностями наследники получают и принадлежавшее умершему плательщику алиментов имущество, такой подход представляется достаточно справедливым с точки зрения защиты интересов ребенка.
Представляется, что отмеченные аспекты правового регулирования алиментных обязательств целесообразно учесть украинскому законодателю при внесении изменений в СК Украины.
Автор: к.ю.н., доцент кафедры гражданского права Национального университета «Одесская юридическая академия» Некит Е.Г.
Ссылки:
1. Гаро Г.О. Погляд на зміну аліментної політики в Україні з урахуванням досвіду США та Франції (основні концепції) / Г.О. Гаро // Бюлетень асоціації адвокатів України. — № 3. – 2015. – С. 14-15.