Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно проведения земельных торгов», проголосованный Верховной Радой 18 февраля и подписанный 18 марта председателем ВР Владимиром Гройсманом, не предполагает выведения на торги всех категорий земель, например, исключаются земельные участки, которые предоставляются под дипломатические представительства, так как у них уже есть конкретное целевое назначение. Об этом изданию «Я и Закон» заявила сотрудник кафедры аграрного, земельного и экологического права Национального университета «Одесская юридическая академия».
Также, по ее словам, нормы ст. 134 ЗК дублируют нормы ст. 121 ЗК. В частности ст. 134, закрепляет, что земли для сенокошения и выпаса скота могут передаваться только в аренду, а они относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Что касается данной категории земель, то для передачи данных земельных участков на торги необходимо снимать мораторий на продажу данных земель, что приведет к отмене норм ст. 121 ЗК о безвозмездной передаче земельных участков.
«Моя позиция заключается в следующем: 1) каждый земельный участок имеет свое узкое назначение; 2) в зависимости от целевого назначения земельного участка существует процедура передачи данного земельного участка, которая закреплена разными нормативными актами; 3) если земли сельхоз назначения выводятся на торги, то необходимо отменить мораторий на продажу данной категории земель», — заявила эксперт.
«Что касается государственных органов, по моему мнению, для них это будет носить исключительно позитивный характер, так как выведение земельного участка на торги влечет за собой увеличение его стоимости, следовательно, увеличиваются поступления в Государственный бюджет. Я склоняюсь к тому мнению, что данный законопроект крутится вокруг заявления премьер-министра о том, что необходимо продать 1 млн га земли, поскольку передавать данные земли по нормам безвозмездной передачи земли не выгодно», — пояснила эксперт.
Напомним, по данным «Радио Свобода», одно из нововведений законопроекта заключается в том, что коммунальные и государственные предприятия теперь также должны получать землю от государства в собственность или аренду только на конкурентных условиях, то есть через земельный аукцион. Ранее коммунальные и государственные предприятия могли получать землю без конкурса — и часто потом пересдавали ее в субаренду коммерческим структурам.