Предельные значения, применимые к концентрациям твердых частиц PM10, систематически и постоянно превышались в период с 2008 по 2017 год — об этом указал Суд ЕС в своём решении C-644/18 «Commission v Italy».
В 2014 году Европейская комиссия запустила процедуру в отношении Итальянской Республики за систематическое и постоянное превышение в определенных зонах в Италии, предельных значений для твердых частиц PM10, установленных Директивой о качестве воздуха. Комиссия утверждала, во-первых, что с 2008 года Итальянская Республика систематически и постоянно превышала в соответствующих зонах суточные и годовые предельные значения, применимые к концентрациям твердых частиц PM10, согласно Статье 13 (1), рассматриваемой вместе с Приложением XI к Директиве по качеству воздуха.
Во-вторых, Комиссия пожаловалась на то, что Итальянская Республика не выполнила свое обязательство в соответствии со статьей 23 (1), рассматриваемой вместе с Приложением XV к этой директиве, принять соответствующие меры для обеспечения соблюдения предельных значений для твердых частиц PM10.
Суд , заседая Большой Палатой по запросу Итальянской Республики, поддержал этот иск Комиссии. В первую очередь, что касается жалобы о систематическом и постоянном нарушении положений статьи 13 (1) и Приложения XI к Директиве о качестве воздуха, Суд считает эту жалобу хорошо обоснованной в свете доказательств, представленных Комиссией для периодов и зон, охваченных разбирательством. В этой связи Суд отмечает, прежде всего, что факт превышения предельных значений для твердых частиц PM10 сам по себе достаточен для установления несоблюдения положений вышеупомянутой Директивы о качестве воздуха.
Более того, в настоящем деле Суд находит, что с 2008 по 2017 год включительно суточные и годовые предельные значения для твердых частиц PM10 регулярно превышались в соответствующих зонах. По мнению Суда, тот факт, что указанные предельные значения не были превышены в определенные годы в рассматриваемый период, не препятствует обнаружению в такой ситуации систематического и постоянного несоблюдения рассматриваемых положений.
Действительно, согласно самому определению «предельного значения» в Директиве по качеству воздуха, это значение должно быть достигнуто в течение определенного периода, чтобы избежать, предотвратить или уменьшить вредное воздействие на здоровье человека и / или окружающую среду в целом и не быть превышенным после достижения. Кроме того, Суд подчеркивает, что, когда делается такой вывод, как в настоящем деле, не имеет значения, является ли невыполнение обязательств результатом намерения или небрежности со стороны ответственного государства-члена, либо технического или структурной трудности, с которыми он столкнулся, если не установлено, что имели место исключительные обстоятельства, последствия которых нельзя было избежать, несмотря на все предпринятые шаги.
В настоящем деле, не представив таких доказательств, Итальянская Республика не могла, следовательно, полагаться на разнообразие источников загрязнения воздуха, чтобы утверждать, что некоторые из них не связаны с ней, например, те, на которые потенциально могут повлиять отраслевая Европейская политика или топографические и климатические особенности некоторых соответствующих зон. Наконец, Суд не приписывает никакого отношения к тому факту, на который ссылается Итальянская Республика, что в свете всей итальянской территории размер зон, к которым относятся жалобы Комиссии, ограничен. В этом отношении Суд заявляет, что превышение предельных значений для твердых частиц PM10, даже в одной зоне, само по себе является достаточным для возможного вывода о несоблюдении вышеупомянутых положений Директивы о качестве воздуха.
Во-вторых, Суд считает, что жалоба о непринятии соответствующих мер для обеспечения соблюдения предельных значений для твердых частиц PM10 в соответствии с требованиями статьи 23 (1), рассматриваемой отдельно и в сочетании с частью A Приложения XV к Директиве по качеству воздуха также хорошо обоснованы. В этой связи он отмечает, что в силу этих положений в случае превышения этих предельных значений после крайнего срока их применения соответствующее государство-член должно составить план качества воздуха, отвечающий требованиям этой директивы, в частности, требование предусмотреть соответствующие меры для обеспечения того, чтобы период превышения предельных значений был как можно короче.