Правоотношения в сфере применения регистраторов расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг) в сети Интернет регулируются Налоговым кодексом Украины, Законом Украины от 6 июля 1995 года №265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон № 265).
Законом № 265 определены правовые основы применения регистраторов расчетных операций (далее — РРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг. Действие его распространяется на всех субъектов хозяйствования, их хозяйственные единицы и представителей (уполномоченных лиц) субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции в наличной и / или безналичной форме.
Установление норм о неприменении РРО в других законах, кроме Налогового кодекса Украины, не допускается.
В соответствии со статьей 2 Закона № 265 расчетная операция — прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (предоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов по перечислению счет в в банк покупателя.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона №265 субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и / или безналичной форме, обязаны выдавать лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции.
Форма и содержание расчетного документа определены Положением о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 21.01.2016 года № 13.
Вместе с тем, пунктом 12 статьи 9 Закона № 265 определено, что РРО и расчетные книжки не применяются, если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам в наличной форме не осуществляются (оптовая торговля и т.п.).
Закон Украины от 3 сентября 2015 года № 675-VIII «О электронной коммерции» определяет основы деятельности в сфере электронной коммерции, устанавливает порядок совершения электронных сделок с применением информационно-телекоммуникационных систем и определяет права и обязанности участников отношений в сфере электронной коммерции.
Так, подпунктом 14 пункта 1 статьи 3 Закона № 675 установлено, что реализация товара дистанционным способом — заключение электронного договора на основании ознакомления покупателя с описанием товара, предоставленным продавцом в порядке, определенном Законом № 675, путем обеспечения доступа к каталогам, проспектам, буклетам, фотографиям и т.п. с использованием информационно-телекоммуникационных систем, телевизионной, почтовой, радиосвязью или иным способом, что исключает возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром или с образцами товара при заключения такого договора.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 13 Закона № 675 расчеты в сфере электронной коммерции могут осуществляться, в частности, путем перевода средств или оплаты наличными с соблюдением требований законодательства по оформлению наличных и безналичных расчетов, а также иным способом, предусмотренным законодательством Украины.
Вместе с тем, продавец, оператор платежной системы или иное лицо, получившее оплату за товар, работу, услугу в соответствии с условиями электронного договора, должны предоставить покупателю (заказчику, потребителю) электронный документ, квитанцию, товарный или кассовый чек, билет, талон или другой документ, подтверждающий факт получения средств, с указанием даты осуществления расчета (пункт 3 статьи 13 Закона № 675).
Разделом VII Положения о порядке эмиссии электронных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 05.11.2014 года № 705, установлено, что документы по операциям с использованием электронных платежных средств (то есть банковская карточка, далее — ЭПС) и другие документы, применяемые в платежных системах для платежных операций с использованием ЭПС, могут быть в бумажной и / или электронной форме.
При осуществлении операций с использованием ЭПС в сфере электронной коммерции и системах дистанционного обслуживания разрешается формирование в электронной форме документа по операции с использованием ЭПС при условии доставки его пользователю.
Документы по операциям с использованием ЭПС имеют статус первичного документа и могут быть использованы при урегулировании спорных вопросов.
В то же время, согласно разъяснению Национального банка Украины (письмо от 28.11.2019 года № 57-0007/62082) квитанция, полученная при осуществлении расчета с помощью ЭПС, не является расчетным документом в понимании Закона № 265 и не подтверждает факт продажи товара (получения услуг), а лишь подтверждает инициирование перевода средств со счета держателя ЭПС.
Учитывая изложенное, если потребитель, используя сеть Интернет, заказал товар (услугу), и расчет за товар (услугу) было осуществлено с применением ЭПС с помощью платежных систем (интернет-эквайринг) или платежных терминалов, такие операции осуществляются с обязательным применением РРО продавцом товара (предоставляющим услуги) и выдачей потребителю расчетного документа установленной формы (чек с РРО).
При определении отношений предприятия с получателем товара (услуги) в обязательном порядке следует определять место осуществления расчетов. То есть, если место осуществления расчетов определить невозможно (например, получение потребителем компьютерных программ, электронных книг, справок, заключений, экспертных оценок и др исключительно в электронной форме), то в таком случае применение РРО является необязательным. В других случаях (то есть непосредственное получение потребителем товаров или услуг) субъект хозяйствования обязан применять РРО на общих основаниях.
При этом расчетный документ должен быть сформирован и опубликован в момент совершения расчетной операции. Также в данном случае у субъекта хозяйствования возникает обязанность по выдаче получателю товара (услуги) расчетного документа (чек с РРО) или непосредственно, или в любой другой удобный способ, в частности с помощью курьерской службы, почтовой службы и т.д. , которая может быть как сторонней организацией, так и структурной единицей продавца товара (поставщика услуги).
В то же время, в случае осуществления расчетов исключительно в безналичной форме (путем перевода средств с расчетного счета на расчетный счет через учреждение банка или путем внесения денежных средств через кассу банка) применение РРО является не обязательным.
В случаях возврата товаров (услуг), реализованных через сеть Интернет, такие операции отражаются в отчетности в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета и отчетности.
О возможном «кассовом разрыве» отмечается, что в случае проведения расчетных операций с отсрочкой платежа или в кредит необходимо в соответствии с требованиями действующего законодательства при отпуске товара (услуги), выдать покупателю расчетный документ установленной формы с указанием в нем формы оплаты «В КРЕДИТ / наложенным / отсрочка платежа ». Таким образом, фискальный чек, оформленный надлежащим образом, должен быть выдан покупателю при продаже товаров.
При этом, получение средств, поступающих в счет продажи товара в кредит, следует оприходовать в кассе предприятия с оформлением приходных кассовых ордеров, или суммы наличных средств, полученных от покупателя, что соответствует сумме, указанной в фискальном чеке форме оплаты «кредит / наложенный платеж / отсрочка платежа», вносится в кассы РРО и память соответствующего РРО путем выполнения на этом РРО операции «служебное внесение» с последующим указанием на служебном документе номера фискального чека, по которому осуществлена реализация товара в кредит.