Инновационные технологии в юридическом образовании: опыт стран Европейского Союза

0
370

Система образования, как и культура его народа, является уникальным явлением, несравненно сложным, потому что глубоко связана с духовными и материальными аспектами прошлого и настоящего. Учитывая это в каждой стране образование и его организация имеют свои особенности. Однако мощными инициаторами изменений в системе образования выступают не ее собственные проблемы или системные факторы, а те, которые находятся вне ее, прежде всего, приоритеты и требования к обучению и воспитанию, вызванные включением данной страны к общему движению мирового сообщества в будущее, изменениями в производстве, культуре и поведении.

В соответствии со ст. 1 Конституции Украины: Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством. В правовом государстве должно господствовать право. И главная задача в этом принадлежит представителям юридической профессии. Именно они способны, повышать правовое сознание и правовую культуру граждан. Поэтому главная задача государства сегодня, в связи с евроинтеграцией, воспитать квалифицированного юриста-правоведа. Это можно сделать путем модернизации юридического образования, учитывая европейский опыт и внедряя инновационные технологии.

Следовательно, при реформировании высшего образования, с одной стороны, учитываются приоритеты сохранения культурного разнообразия национальных систем образования, а с другой – задача улучшения международного сотрудничества, мобильности, трудоустройства студентов в Европейском или международном ареале, международной конкурентоспособности высших учебных заведений.

В последние годы система юридической подготовки специалистов в Украине претерпела существенные изменения. В связи с этим возросла сеть высших юридических заведений, готовящих специалистов по направлению «Право», причем качество юридического образования не всегда отвечает требованиям, которые ставятся перед ними. Процессы, происходящие сегодня в Украине в сфере образования в связи с его евроинтеграцией вызывают интерес и требуют глубокого теоретико-правового анализа.

Очевидно, что высшее образование в Украине не может развиваться вне глобальных процессов и тенденций, поэтому национальные системы образования сегодня нуждаются в реформировании.

Глобализация образования для Украины – это возможность достойно интегрироваться в общеевропейское и всемирное образовательное пространство. Сегодня наблюдаются разрушения существующей национальной системы образования, поэтому перед высшим образованием стоит задача сохранения накопленного опыта и определения своего места в образовательной сфере. За годы независимости в Украине создавались множество концепций и программ по совершенствованию юридического образования.

Первый шаг на пути к реформированию высшего юридического образования в Украине законодатель решил начать с разработки Закона Украины «Об юридическом (правовом) образовании и общий доступ к юридической профессии». Его цель – обеспечение высокой миссии юридической профессии, направленной на утверждение верховенства права, защита прав и свобод человека и поддержания публичного обвинения в интересах общества, а также с целью обеспечения качества юридического (правового) образования.

Справедливо отметил по этому поводу президент Национального университета «Одесская юридическая академия», доктор юридических наук, профессор, академик НАПрН Украины, Заслуженный юрист Украины Сергей Васильевич Кивалов: «На сьогоднішній день просто неможливо бути висококваліфікованим фахівцем без високого рівня володіння комп’ютерною технікою. Простий приклад – юристам необхідні будуть навички оперативної роботи з пошуковими системами в інтернеті, з базами даних, з усією законодавчою базою онлайн, в тому числі і законодавчою базою інших країн. А про необхідність IT-навичок для журналістів і говорити не доводиться, оскільки інформація є їх головним робочим матеріалом».

«Comenious online», «Lecando», «Librix», «Marratech» і «WebCat».

Многие учебные заведения используют отечественное программное обеспечение «PingPong». Все государственные университеты используют ПО систем управления студентам «Ladok» или «Ladok Novau», которым владеет консорциум из 37 высших учебных заведений Швеции. Обслуживание программного обеспечения для системы «Ладок» (Ladok) осуществляет группа обслуживания при университете Умео (Umeå), а за локальные системы отвечают институты, которые оплачивают работу серверов, сетей, оборудования и местную поддержку. Данные системы «Ладок» доступны для Министерства образования и других агентств, когда готовятся годовые правительственные отчеты о состоянии обучения студентов во всех учреждениях, пользуются этой системой.

Европейские учебные заведения используют в своей работе собственные разработки виртуальной учебной среды (систем преподавания и поддержки электронного обучения, платформ) или зарубежные ВУС, а североамериканские – собственные университетские или отечественные ВУС (системы быстрого разработки и преподавания курсов). Использование отечественных виртуальных учебных сред, одинаковых для большинства университетов США, дает возможность снизить затраты на подготовку и обслуживание системы дистанционного обучения.

Таким образом, создание кардинально новой, инновационной, образовательной среды в высших учебных заведениях нуждается в обновлении и замене форм и методик преподавания через симбиоз научно-исследовательской, учебной и интерактивно-творческой работы. Классический метод преподавания с добавлением инноваций позволяет обеспечить многоплановость, универсальность, гибкость и эффективность учебного процесса современности. Считаю, что только полная реализация этих направлений позволит нам повысить уровень специалистов должной квалификации в юридических учебных заведениях страны.

Стратегической целью модернизации и реформирования высшего образования и науки в Украине является создание эффективно-инновационной образовательной среды в высших учебных заведениях, которое невозможно без внесения качественно нового содержания в высшее профессиональное образование юриста, без оптимизации кадрово-педагогического потенциала, повышения уровня научно-методического обеспечения учебного процесса, внедрения инновационных технологий и методик преподавания, овладения опытно-экспериментальными видами деятельности.

 

Автор: Полунина Ольга,

к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса

Национального университета «Одесская юридическая академия»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь