В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно начала реальной реформы судебной ветви власти». Данным законопроектом депутаты предлагают обязать суды использовать правовые позиции Верховного Суда Украины.
Своим мнением относительно данного законопроекта с информационно-юридическим сайтом «Я и закон» поделился кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса НУ «ОЮА» Игорь Андронов.
Вызывает удивление название законопроекта. Правила юридической техники составления законопроектов постепенно забываются. На смену им приходит популизм. Разработчики законопроекта указывают о начале «реальной» судебной реформы, намекая на то, что до этого законопроекта в стране реформ не было, либо же они носили формальный характер. Скоро законопроекты начнут называться «Самый лучший закон о судах имени Тимошенко, Порошенко, Ляшко или др.».
Из содержания законопроекта следует, что правовая позиция Верховного Суда Украины по конкретному делу укрепляется в статусе судебного прецедента. Если по действующему процессуальному закону суды могут при решении дела отойти от правовой позиции Верховного Суда Украины, указав в решении мотивы такого действия, то в случае принятия закона, суды будут крепко связаны такими правовыми позициями, поскольку вынесение решения, которое ей противоречит, – прямой путь к отмене такого судебного решения. Между тем, подобные изменения вряд ли принципиально повлияют на сложившуюся судебную практику, поскольку суды и так придерживаются правовых позиций Верховного Суда Украины при осуществлении правосудия. По сути, закон, в случае его принятия, формально утвердит уже сложившийся порядок вещей.
Законопроект не лишен недостатков. Так, он обязывает суды в мотивировочной части решения не только ссылаться на правовые позиции Верховного Суда Украины, но и указывать во всех остальных случаях об их отсутствии, что кажется лишним. Получается, применяя ту или иную норму закону, суд в решении каждый раз должен указывать, что правовая позиция Верховного Суда Украины в отношении применения данной нормы закона отсутствует.
Кроме того, законопроектом предлагается закрепить отдельное, самостоятельное основание для пересмотра и отмены судебных решений в апелляционном и кассационном порядке, как его несоответствие правовой позиции Верховного Суда Украины. Таким образом, нарушение и неправильное применение судом норм материального или процессуального права и их применение судом вопреки правовой позиции Верховного Суда Украины становятся разными основаниями для пересмотра и отмены решения. В то же время, в постановлениях Пленумов Верховного Суда Украины и Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел неоднократно указывалось, что под неправильным применением судом нормы закона следует понимать не только применение судом закона, не подлежавшего применению и неприменение закона, подлежавшего применению, но и неверное толкование закона. А что есть применение закона вопреки правовой позиции Верховного Суда Украины, как ни его неверное толкование судом.
Таким образом, более правильным было бы указание в законе о том, что основанием для пересмотра и отмены судебных решений в апелляционном и кассационном порядке является нарушение или неправильное применение судом норм материального или процессуального права, в частности их применение судом вопреки правовой позиции Верховного Суда Украины.
В целом, законопроект направлен на укрепление позиций Верховного Суда Украины, расширение возможностей для обеспечения единообразия, а, следовательно, прогнозируемости судебной практики, что, конечно же, пойдет на пользу как самой судебной практике, так и лицам, обращающимся за судебной защитой, поскольку единообразие судебной практики – одна из необходимых составляющих принципа правовой определенности, который является одним из важнейших средств достижения верховенства права в государстве.
Напомним, что ранее «Я и закон» писал о том, что реальную реформу судебной ветви власти предлагают провести путем усиления обязательности решений Верховного Суда Украины.