Динамичное развитие индустрии «электронной коммерции» по продаже потребительских товаров и предоставления различных услуг в сети Интернет требует более решительных действий государства по урегулированию интернет-торговли и создания четких и прозрачных правил для таких хозяйствующих субъектов. Об этом рассказала заместитель Председателя Госпродпотребслужбы Лилия Стиренко во время встречи Комитета бытовой электротехники Европейской Бизнес Ассоциации.
«Такие субъекты хозяйствования фактически функционируют вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, пренебрегают основными требованиями к информированию потребителей об организационно-правовой форме, полном наименовании и адресе местонахождения субъекта хозяйствования. При этом они выступают непосредственными получателями значительных средств от потребителей за реализацию товаров или услуг. Как следствие — многочисленные злоупотребления и правонарушения», — отметила Лилия Стиренко.
В Госпродпотребслужбу поступает большое количество жалоб, обращений и заявлений граждан о нарушении интернет-магазинами их прав.
Как показывает практика, потребитель, приобретая товар через интернет-магазин, в многих случаях не может реализовать свои права в связи с невозможностью установить личность продавца и его местонахождение. Другой информации, кроме адреса электронной почты и номера телефона на сайте интернет-магазина не указывается, что фактически делает потребителя бесправным при приобретении товара. Также необходимо отметить, что в случае покупки товара через Интернет покупатель не имеет возможности непосредственно ознакомиться с товаром, а ориентируется только на его изображение, текстовое или словесное описание.
«Пользуясь таким положением, продавцы часто не только реализуют некачественный или фальсифицированный товар, но и избегают ответственности», — подчеркнула заместитель Председателя. Более того, добавила она, деятельность некоторых интернет-магазинов является одним из средств реализации нелегальной продукции, то есть такой, которая попала на территорию Украины вне таможенным контролем и которая, как правило, не имеет документов, подтверждающий качество и безопасность продукции. Это приводит к колоссальным потерям госбюджета.
Однако отсутствие информации о интернет-магазины делает невозможным проведение Госпродпотребслужбы полного и объективного рассмотрения жалоб потребителей с проведением внеплановых проверок таких хозяйствующих субъектов.
В связи с этим, деятельность интернет-магазинов, в т.ч. информационных посредников, требует срочного нормативного урегулирования. Это позволит предотвращать нарушения прав потребителей, обеспечит легализацию и выведет из тени значительный сегмент малого и среднего бизнеса, а также обеспечит дополнительные поступления средств в государственный бюджет.