Палата Европейского суда по правам человека, занимающаяся рассмотрением четырех межгосударственных заявлений Украины против России, решила отказаться от своей юрисдикции по данным делам в пользу Большой палаты.

Речь идет о делах:

  • «Украина против России» (№ 20958/14);
  • «Украина против России (IV)» (№ 42410/15);
  • «Украина против России (V)» (№ 8019/16);
  • «Украина против России (VI)» (№ 70856/16).

Эти дела касаются заявлений Украины о нарушениях Россией и вооруженными группировками, которые, как утверждается, контролирует Россия.

В делах «Украина против России» (№ 20958/14) и «Украина против России (V)» (№ 8019/16) Правительство Украины утверждает, что с 27 февраля 2014 года Российская Федерация, осуществляя контроль над неотъемлемой частью Украины – Автономной Республикой Крым, над сепаратистами и вооруженными группами, действующими в Восточной Украине, допустила многочисленные нарушения Конвенции. Правительство-заявитель полагается на статьи 2, 3, 5, 6, 8 (право на частную жизнь), 9 (свобода религии), 10 (свобода выражения мнения), 11 (свобода собраний и ассоциаций), 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и 14 (запрещение дискриминации) Конвенции и статьи 1 Протокола № 1 (защита имущества) и статьи 2 Протокола № 4 (свобода передвижения) к Конвенции.

В частности, украинское правительство утверждает, что в период с марта по сентябрь 2014 года украинские военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и гражданские лица были убиты в результате незаконной аннексии Крыма и российской поддержки сепаратистских вооруженных групп в Восточной Украине, что в последующем стало широко распространенной практикой. Страна-заявитель также ссылается на случаи применения пыток или других форм жестокого обращения с гражданскими лицами, их произвольного лишения свободы. Далее утверждается, что ряд крымских татар подвергся жестокому обращению в связи с их этническим происхождением или их попыткой защитить украинские национальные символы. Украина утверждает, что украинские граждане, проживающие в Крыму и Севастополе, автоматически признавались гражданами России, а на тех, кто выразил желание остаться украинскими гражданами, оказывалось давление. Сообщалось, что были случаи нападений, похищений, жестокого обращения и преследования журналистов, выполняющих свою работу. Утверждается, что имущество, принадлежащее украинским субъектам, были подвергнуто незаконному контролю, а именно, передано самопровозглашенным властям АРК, действия которых впоследствии были одобрены российским законодательством.

Правительство Украины утверждает, что установленная граница между Крымом и Украиной привела к тому, что въезд украинских граждан в Крым был незаконно ограничен.

ЕСПЧ ранее  применил Правило 39 Регламента Суда (временные меры) к этому делу, призвав как Россию, так и Украину воздерживаться от любых мер, в частности военных действий, которые могут привести к нарушениям прав человека. Чтобы повысить эффективность рассмотрения дела, Суд 9 февраля 2016 года решил разделить его по географическому критерию: все жалобы, связанные с событиями в Крыму до сентября 2014 года, продолжают рассматриваться в рамках этого заявления, в то время как жалобы, касающиеся событий в Восточной Украине и на Донбассе, были выделены в отдельное производство – дело Украина против России (V) (№. 8019/16).

В делах «Украина против России (IV)» (№ 42410/15) и «Украина против России (VI)» (№ 70856/16) первоначальная жалоба была подана 27 августа 2015 года и касалась событий в Крыму и Восточной Украине с сентября 2014 года. Правительство Украины утверждает, что Российская Федерация продолжает осуществлять контроль над Крымом и, контролируя сепаратистов и вооруженные группы, осуществляет фактический контроль над некоторыми регионами Донецкой и Луганской областей. По мнению правительства Украины, Россия несет ответственность за многочисленные нарушения Конвенции в этих областях.

В частности, правительство Украины ссылается на случаи исчезновения активистов оппозиции и членов крымско-татарской общины в Крыму, а в районах Донецка и Луганска отмечается смертность среди мирного населения и военных из-за применения силы вооруженными группами, контролируемыми Россией. Как в Крыму, так и в Донецкой и Луганской областях, гражданское население и военный персонал Украины, как утверждается, подвергались пыткам и жестокому обращению со стороны вооруженных подразделений, контролируемых Россией. Правительство-заявитель утверждает о произвольных арестах крымских татар и проукраинских активистов, похищение и задержание священников в качестве заложников. Украина утверждает, что из-за контроля России над Крымом работу украинских судебных органов было приостановлено, в то время как некоторые из сотрудников судебных органов продолжают работать, применяя российское законодательство. Правительство Украины также жалуется на использование унизительных выражений в отношении Украины, ее представителей и населения в средствах массовой информации как в России, так и в регионах юго-восточной Украины, в этих регионах население не смогло так же принять участие в выборах в Верховную Раду Украины.

Данное дело так же было разделено по географическому критерию на два отдельных производства: события, в Восточной Украине и Донбассе были выделены и зарегистрированы как дело «Украина против России (VI)» (№ 70856/16).

Напомним, что Суд по-прежнему рассматривает индивидуальные жалобы граждан Украины, поданные в связи с внешней агрессией России, а так же заявления, поданные родственниками жертв самолёта малайзийских авиалиний MH17 в июле 2014 года («Ioppa v. Ukraine и 3 других», № 73776/14).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь