23 ноября 2018 года Конституционный Суд Украины признал неконституционным положение, по которому постановления местного общего суда о применении админареста обращаются к исполнению до истечения срока на их апелляционное обжалование.
Конституционный Суд Украины принял решение по делу по конституционному представлению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений части первой статьи 294, статьи 326 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Этим Решением Суд признал не соответствующими Конституции Украины (неконституционными):
— положение части первой статьи 294 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — Кодекс), которым установлено, что постановления о применении взыскания, предусмотренного статьей 32 настоящего кодекса, вступают в законную силу с момента их вынесения;
— положения статьи 326 Кодекса, которое предусматривает, что постановление районного, районного в городе, городского или районного суда (судьи) о применении административного ареста выполняется немедленно после его вынесения.
Решая поднятый в конституционном представлении вопрос, Конституционный Суд Украины исходил из следующего.
В соответствии с принципом верховенства права государство должно ввести такую процедуру апелляционного пересмотра дел, которая обеспечивала бы эффективность права на судебную защиту на этой стадии судебного производства, в частности давала бы возможность восстанавливать нарушенные права и свободы и максимально негативные индивидуальным последствия возможной судебной ошибки.
Применение административного ареста связано с временным ограничением ряда конституционных прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантированного частью первой статьи 29 Основного Закона Украины права на свободу и личную неприкосновенность.
Установленное частью первой статьи 294 Кодекса правило, по которому вступление в законную силу постановления местного общего суда происходит не ранее истечения срока на его апелляционное обжалование, обеспечивает юридическую определенность и стабильность в общественных правоотношениях, поскольку по части восьмой этой статьи такое постановление может быть отменено или изменено апелляционным судом. Порядок вступления в силу постановления местного общего суда о применении административного ареста является законодательным исключением из этого правила.
Оспариваемые положения Кодекса фактически снижают эффективность судебной защиты на стадии апелляционного пересмотра дел об административных правонарушениях, за которые назначено административный арест, чем сужается содержание прав, гарантированных частью третьей статьи 8, частями первой, второй статьи 55, пунктом 8 части второй статьи 129 основного Закона Украины.
Согласно юридическим позициям Конституционного Суда Украины ограничения прав и свобод является допустимым только при условии, что такое ограничение является соразмерным (пропорциональным) и общественно необходимым (абзац шестой подпункта 3.3 пункта 3 мотивировочной части Решения от 19 октября 2009 года № 26-рп / 2009); ограничения по реализации конституционных прав и свобод не могут быть произвольными и несправедливыми, они должны устанавливаться исключительно Конституцией и законами Украины, преследовать легитимную цель, быть обусловленными общественной необходимостью достижения этой цели, пропорциональными и обоснованными (абзац третий подпункта 2.1 пункта 2 мотивировочной части Решения от 1 июня 2016 года № 2-рп / 2016).
Таким образом, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что положение части первой статьи 294, статьи 326 Кодекса, предусматривающие, что постановление районного, районного в городе, городского или районного суда (судьи) о применении административного ареста вступает в законную силу в момент его вынесения и выполняется немедленно, устанавливают ограничения права на судебную защиту и апелляционный пересмотр дела, гарантированных частью третьей статьи 8, частями первой, второй статьи 55, пунктом 8 части второй статьи 129 Конституции Украины. Указанное ограничение конституционных прав не является пропорциональным, обоснованным или общественно необходимым и не согласуется с принципом верховенства права. Таким образом, оспариваемые положения части первой статьи 294, статьи 326 Кодекса противоречат предписаниям статьи 8, частей первой, второй статьи 55, части первой статьи 64, пункта 8 части второй статьи 129 Конституции Украины.
Положения части первой статьи 294, статьи 326 Кодекса Украины об административных правонарушениях, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.
Решение Конституционного Суда Украины является обязательным, окончательным и таким, что не может быть обжаловано.