Информационные технологии в юридической деятельности (legal tech)

0
1705

Дню юриста посвящается!

Голубева Нелли Юрьевна, доктор юридических наук, профессор, завед. кафедрой гражданского процессапрофессор кафедры гражданского права Национального университета «Одесская юридическая академия»

Без Интернета мы уже не мыслим нашу жизнь и работу, а мыслится ли юридическая практика без нас, без юристов?

Технические инновации в сфере юриспруденции – тема популярная.

На эту тему написано множество статей в последнее время. Юристы обосновано опасаются конкуренции с чат-ботами, роботами. Многие типизированные процессы уже осуществляются без помощи человека.

Британские юридические СМИ даже назвали 2016 год — годом юридических IT-стартапов.

Например, бот-юрист (DoNotPay-сервис) помогает автовладельцам оспорить полученную квитанцию о штрафе за неправильную парковку в Лондоне и Нью-Йорке. Для того, чтобы определить, стоит ли подавать жалобу, система задает пользователю несколько несложных вопросов, генерирует текст самого заявления, а значит позволяет автовладельцам сэкономить время и деньги, поскольку стоимость юридических услуг порой может превышать сумму наложенного штрафа.

Компания ROSS Intelligence из США разработала электронного ассистента ROSS — программу, которая понимает вопросы юристов и сообщает им информацию по интересующим их судебным делам и законодательству с необходимыми ссылками.

Примеров можно привести очень много, это уже не футурология, а сегодняшний день. 

Хотя при обсуждении внедрения в юридической сфере современных высоких технологий часто звучит недоверие, что они могут повысить эффективность работы юристов или, высказывается страх того, что технологии вытеснят людей из профессии.

Однако, юристы уже давно не являются обладателями исключительных знаний – иногда приходится соперничать даже с Google или технологиями правового поиска; сервисами, которые предоставляет государство онлайн и т.д., с помощью которых неюристы сами могут попытаться решить свои проблемы (люди уже даже «лечатся» он-лайн, что уж говорить о юридических услугах).

Многие виды юридических услуг могут быть автоматизированы.

Широкое обсуждение в юридической среде вызвало анонсирование в январе 2017 г. Сбербанком России увольнения около 3000 сотрудников-юристов – они будут заменены роботом, или программным алгоритмом, который разработали для оформления юридических документов (пока речь идет об исках розничным клиентам банка). 

Кроме того, Сбербанк представил проект по автоматизации процесса взыскания задолженности с применением технологии блокчейн, позволяющей существенно сократить время и затраты сторон и суда на взаимодействия в ходе разбирательства, где для реализации решения была применена блокчейн-платформа Exonum.

Это позволило говорить, что вся техническая юридическая работа будет полностью автоматизирована в ближайшие 5–10 лет. Конечно, до полной замены юристов роботами еще далеко, да и вряд ли это в принципе возможно, однако на рынке юридических услуг правила игры неминуемо изменятся. Уже сейчас все чаще появляются новые технологичные проекты, которые раз за разом пробуют доказать, что услуги юристов и адвокатов могут стать доступнее, оперативнее, дешевле [1].

Считается, что в будущем технологии приведут к расслоению рынка на элитные и специализированные фирмы, а сама структура юридической фирмы будет меняться: «пирамидальную» структуру (много юристов на маленькое количество партнеров) сменит «ракетообразная» (меньше юристов на партнера, больше неюридического персонала и технологий). Работодателями для юристов все чаще будут становиться крупные аудиторские, консалтинговые фирмы и юридические издательства. А в течение ближайших десяти лет более 80% обращений будет обрабатываться роботами-юристами, а голос юриста и его физическое присутствие станут премиум-продуктом [2]. 

Из тех технологий, которые используются уже сейчас, нужно различать три разные направления автоматизации и информатизации предоставления юридических услуг:

  1. Оказание юридической помощи юристом (человеком) по удаленному юридическому сопровождению через сеть.

В этом случае меняется способ коммуникации между юристом и клиентом. Услуга становится доступнее и удобнее в том смысле, что юрист и клиент не покидают своих рабочих мест (или своего дома). Это непривычно, но становится довольно популярной услугой. Молодые люди вообще менее склонны к личным контактам с услугодателем (например, обучение все чаще происходит дистанционно), чем люди старшего возврата, которые привыкли решать проблемы «глаза в глаза», в крайнем случае по телефону, то есть «живой» голос очень важен для формирования доверия к юристу, учителю и т.д. «Современный» клиент наоборот привык большинство своих контактов с другими людьми осуществлять с помощью переписки в соц. сетях и мессенджерах. Поэтому логично, что для него не будет дискомфортным работать с юристом удаленно.

Такие инициативы в Украине уже есть, например, одесская юридическая компания «Де-Юре» презентовала приложение «Спроси юриста». Юридические услуги в режиме онлайн предоставляют также ЮФ Aequo,  портал Lawyer.ua и др.

  1. Оказание юридической помощи ботом/программой. Такой способ оказания юридических услуг, конечно, далеко не универсален. Много юридических проблем у клиентов возникает из-за сложности украинского законодательства, разного его толкования государственными органами, что не позволяет решить возникшие проблемы с помощью программы.

Юрист-бот прямолинеен, не обладает интуицией – поэтому часто бесполезен для решения юридической задачки в Украине.

Подходит такой формат оказания юридических услуг при решении однотипных задач в какой-либо сфере. Например, думаем, будет эффективно, если чат-бот будет консультировать потребителей по действующему законодательству.

В будущем, когда накопится достаточно оцифрованной практики, больших данных (BigData), то многие консалтинговые услуги могут быть переведены на уровень ботов, обрабатывающих этот массив информации, технологии искусственного интеллекта позволят подбирать максимально точные ответы на запросы клиентов.

  1. Сервисы и программы, облегчающие работу юристов: автоматизация процесса подготовки документации, учет времени и биллинг, электронный документооборот, управление отношениями с клиентами, сортировка информации и т.д.

Особенно это актуально в современном мире, где объемы информации так велики, что человек не в силах обработать их, без неразумных затрат времени.

Каждый день пользователи интернета создают в 70 раз больше данных, чем содержит вся библиотека Конгресса США. Так, 2,5 млрд пользователей генерируют 2,5 квинтиллиона байт данных, которые  регистрируются в онлайн-профиле пользователя.

Например, компания судилась в США, где суд обязал ее в течение 90 дней предоставить документы по определенной тематике с 2009 года – с участием более чем 30 сотрудников, некоторые из которых уже не работали там. Это была переписка, договоры и акты, информация с почты и мобильных устройств и так далее. Обычный поиск по ключевым словам выдал бы 87 485 документов, на анализ которых ушло бы 175 человеко-дней. Программа eDiscovery (поиск юридически значимой информации в массиве неструктурированных данных)  справилась вовремя и выдала на 99% точные результаты – суд получил 189 документов по делу и в срок (алгоритм включал анализ с машинным обучением). Кроме того, программа обладает полезными аналитическими функциями, например, ищет схожие или однотипные документы, определяет связи (кто, как и с кем переписывался) [3].

В таких случаях внедрение IT-решений в работу юриста из возможности превращается в необходимость.

Иногда практикуется смешанные вариант: прием и квалификация запроса от клиента, а также выбор рекомендаций для ответа полностью автоматизируются, а окончательно правовую оценку и ответ готовит сам юрист.

Желание узнать о новинках в этой сфере собирает тысячи людей каждый год на конференциях LegalTech Berlin, Legalweek в Калифорнии и др. (в том числе проводятся LegalTech в Киеве). В сети можно ознакомится огромным количеством проектов, которые презентуются на этих конференциях. Многие из них впечатляют. Поиск, сортировка большого массива информации, составление документов, поиск решений, прогнозирование судебных решений и т.д.

Как один из примеров, приведем немецкую  программу Leverton, которая читает, толкует правовые тексты, в том числе и сложные,  а также обучается с каждым новым документом. При этом Leverton распознает 20 языков и готовит отчёты.

Однако, нужно учитывать, что есть различия в правовых системах стран, поэтому не всегда можно использовать решения, которые хорошо себя показывают в других странах.

На конференции юридических инноваций Legal Tech Kyiv 2017 презентованы умный конструктор для автоматизации процесса подготовки документации Axdraft; «платформа lz», сервис YouControl и др. Разрабатываются программы для упрощения электронного документооборота, и т.д. Платформа LIGA:ZAKON уже давно разрабатывает и внедряет информационно-правовые продукты и сервисы. Например, VERDICTUM – система анализа судебных решений, CONTR AGENT – система проверки и мониторинга бизнес-партнеров и др. Мы не ставим здесь задачу перечислить все продукты, предлагаемые в Украине, а только иллюстрируем, что этот сектор IT развивается.

К сожалению, большого распространения еще новые технологии не получили. Причин может множество: отсутствие финансирования у ЮФ, мотивации, информированности о возможностях инноваций, наличие на рынке юридических услуг огромного количества юристов-одиночек и т.д. У многих юристов нет даже ЕЦП.

Часто юридические компании анонсируют применения инноваций не для получения выгоды от внедрения новых технологий, а скорее получить репутационный бонус.

Отдельно отметим, что Legal tech включает в себя не только внедрение информационных технологий в процесс оказания юридических услуг, но и в другую юридическою деятельность. Мы уже писали о внедрении этих технологии в судопроизводство (а также здесь и здесь).

Отметим также, что сегодня Украина значительно эволюционировала в области предоставления онлайн-сервисов государством. Запущены сервисы (пилотные или уже постоянные) получения онлайн разрешительных документов в строительной сфере, выдача свидетельств о рождении ребенка и регистрации брака, регистрация ФЛП, записи на получение биометрического паспорта, подачи налоговой отчетности и т.д. Планируется запуск онлайн-услуги первичной регистрации автомобиля, выписки из реестров Минюста и т.д.

Решаются постепенно вопросы охвата значительного количества украинцев ЭЦП, без которого большинство опций е-правительства невозможны. На сегодня получено около 4 млн ЭЦП, записанных на флешки. Уже есть достаточный охват интернет-банкингом, а значит у участвующих в нем людей также есть электронная подпись. Планируется записывать ЭЦП в ID-паспорт гражданина или на сим-карту через Mobile-ID.

Нацбанк разработал BankID («Положение о Единой национальной системе электронной дистанционной идентификации физических и юридических лиц BankID Национального банка Украины», утв. постановлением НБУ № 378 от 30.08.16).

Относительно вопроса будущего юридической профессии, с которого мы начинали эту статью, добавим следующее. Всего 15 лет назад персональные компьютеры с доступом в Интернет были почти роскошью, а во многих уголках мира – и вовсе невозможны. Сегодня же ноутбуки, планшеты, смартфоны с доступом к 3G, 4G, Wi-Fi – обычное дело (в ОАЭ даже деревья «раздают» Wi-Fi).

Мы в кармане носим целый Мир в виде смартфона с доступом в Интернет.

Скачок настолько велик, что говорить о даже самых смелых фантазиях о будущем информационных технологий как о фантастике мы не будем.

Если технологии будут развиваться так же быстро, что как можно снисходительно заявлять, что «этого не будет»? Юридический снобизм о уникальности и незаменимости профессии может разбиться о новую реальность через 10 лет. И окажется, что многие процессы, которые сегодня кажутся не поддающимися алгоритмам, можно автоматизировать без существенной потери качества, сформулировать четкие программируемые инструкции.

Наступает время высококвалифицированных юристов, решающих сложные юридические задачи. Однако и здесь, по прогнозам, их может заменить искусственный интеллект. Конечно, мы можем привести много контраргументов, однако, это вопросы будущего: поживем-увидим.

Хорошая новость: в Украине юристы еще долго не будут заменены роботами и прочими новинками! Пока у нас будет сохранятся существующий уровень правовой и деловой культуры, качество законодательства (а именно: низкий уровень законодательной техники, несогласованность, прямые противоречия в нормативно-правовых актах и т.д.) – работа юриста не только не будет поддаваться алгоритмизации, но даже, часто, простой логике. А значит конкуренция нам не грозит (плохой законодатель для занятости юристов имеет такое же важное значение как плохая экология и неправильный образ жизни пациентов для врачей…).

Кроме того, экономика Украины пока настолько слаба, что для юридической фирмы дешевле оплачивать работу молодого юриста, чем внедрять IT технологии (что требует вложения средств) и осваивать новые технологии (что требует затрат времени). К сожалению, зарплата молодого юриста сравнима с зарплатой неквалифицированного персонала, поэтому пока такой юрист наилучший «чат-бот». Но романтики-энтузиасты IT-решений, и мы с ними, не теряют надежд.

Использованные источники:

  1. Что мешает «уберизации» юридического рынка в России // http://ko.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=133970
  2. Конфетно-букетный период закончился // http://sk.ru/news/b/press/archive/2017/10/03/konfetnobuketnyy-period-zakonchilsya.aspx
  3. Инвестиции в судпроцессы и «умные» контракты: что нового в LegalTech уже сегодня// https://pravo.ru/court_report/view/144621/

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь