Полномочиями на осуществление контроля за публичными закупками в форме мониторинга наделена Государственная аудиторская служба. В силу своей компетенции, некоторые контрольные полномочия в сфере публичных закупок имеют Счетная палата и Антимонопольный комитет, но их природа существенным образом отличается от мониторинга.
Согласно ЗУ «О публичных закупках» (далее – Закон) мониторинг закупки – анализ соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок на всех стадиях закупки с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере публичных закупок. В предыдущей редакции закона под мониторингом закупки подразумевался анализ соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок на всех стадиях процедуры закупки путем систематического наблюдения и анализа информации с помощью электронной системы закупок. То есть ранее предусматривались более пассивные действия, в результате которых давались рекомендации, не являющиеся обязательными к исполнению. Расширение полномочий ГАСУ, на наш взгляд, нацелено на усиление контроля за соблюдением законности процедуры проведения закупок и повышение эффективности расходования средств государственного бюджета. Что касается деятельности государственных органов, то часто можно столкнуться с ситуацией, когда рекомендации ими предоставляемые не всегда на практике исполняются и, в первую очередь, это связано с отсутствием санкций за их невыполнение.
Новый Закон обязывает заказчиков публичных закупок реагировать на рекомендации ГАСУ и предусматривает ответственность за их невыполнение (неустранение).
Закон дополнен ст. 71, которая подробным образом регламентирует порядок осуществления мониторинга публичных закупок. Со вступлением закона в силу, мониторинг осуществляется на всех стадиях – от проведения самой процедуры закупки до выполнения, заключенного по ней договора, ранее возможность проведения мониторинга была лишь после подписания договора – когда непосредственно начиналось расходования заказчиком средств государственного бюджета.
Система оснащена высоким уровнем автономности, что на практике будет способствовать выявлению подозрительных операций, которые в дальнейшем станут объектом мониторинга. Интеграция в ProZorro системы риск-индикаторов, которые автоматически будут искать подозрительные тендеры, выделять их и сразу отправлять на проверку ГАСУ. Кроме сигналов от системы риск-индикаторов, поводом для проверки закупки станут обращения общественных активистов или журналистов. Аудиторы ГАСУ смогут проверить любую закупку и по собственной инициативе. Закон в будущем предусматривает внедрение автоматического риск-менеджмента в закупках, что в значительной степени должно повысить эффективность контрольных мероприятий.
Решение о проведении мониторинга закупки принимается руководителем ГАСУ либо его заместителем, в случае наличия одного либо нескольких оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в ч.2 ст. 71 Закона.
Решение о начале мониторинга закупки публикуется в электронной системе в течении двух дней с момента его принятия, с обязательным указанием присвоенного ей уникального номера объявления. Срок проведения мониторинга не может превышать 15 дней с момента публикации решения об его осуществлении. ГАСУ имеет право направлять заказчику запросы, публикуемые в электронной системе, на предоставление разъяснений относительно предмета закупки, обоснованности некоторых его действий/ бездействий – ответ на которые предоставляется в течении трех дней путем опубликования в электронной системе. Такая процедура имеет целью сделать прозрачным не только процесс проведения закупки, но и контроль со стороны государственных органов за ее законностью. Для участников торгов это будет дополнительной гарантией и возможностью для проведения общественного контроля в указанной сфере.
По результатам мониторинга составляется вывод, который публикуется в электронной системе закупок. В нем в обязательном порядке указываются выявленные нарушения, либо фиксируется факт их отсутствия. У заказчика есть возможность в течении трех дней обратиться за разъяснением и пять дней для документального подтверждения устранения нарушений, либо обоснованности не6возможности их устранения – все действия отражаются с электронной системе закупок. В случае несогласия с результатами мониторинга, изложенными в выводе, заказчик может в течении 10 дней обратиться в суд для обжалования. Законодатель стимулирует заказчика устранять выявленные нарушения путем освобождения от привлечения его уполномоченных и должностных лиц к административной ответственности. Неустранение замечаний, указанных в выводе, либо выявление несоответствия условий договора содержанию тендерного предложения и другие основания, предусмотренные ч. 12 ст. 71 Закона, являются основанием для проведения проверки по требованиям ЗУ «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине». Выявление нарушений во время проверки законности проведения закупки, либо выполнения договора – не является основанием для их приостановления. В данном аспекте целесообразно задуматься – это положительный или негативный момент, ведь если закупка проходит, выходя за рамки законодательства, то в будущем мы столкнемся с уже совершенным преступлением/ правонарушением и говорить в таком случае об эффективном, экономном и рациональном расходовании средств бюджета говорить не приходится. Любое финансовое правонарушения гораздо проще предотвратить и пресечь чем в дальнейшем констатировать факт его совершения.
В Законе достаточно детально приписана процедура обжалования вывода и алгоритм действий заказчика на период до принятия решения по результатам обжалования. Детальная регламентация – это всегда плюс, как для заказчика, исполнителя так и для контролирующего органа. Автоматизация на ряду с минимизацией человеческого субъективизма должны привести к повышению уровня прозрачности закупок и их соответствию требованиям законодательства. Однако, как отразятся изменения на практике, и насколько они окажутся положительными – покажет исключительно время.
Автор: Ольга Койчева,
юрист АО «КФ»ДОМИНАНТА»