Александр Банчук, член правления Центра политико-правовых реформ, рассказал «Украинской правде», почему начатая в прошлом году переаттестация сотрудников полиции и очистки правоохранительных органов от недобросовестных работников рискует захлебнуться, а полицейские, которые не прошли переаттестацию, массово возобновляются на своих должностях через суды.
В буксовании изменений в новой полиции многие обвиняют нереформированную судебную власть и ее устойчивое нежелание проводить любые изменения. Отчасти это действительно так. Однако и не все беды в стране следует автоматически переводить на наши суды.
Ведь через дыру в законодательстве судьям просто не остается другого выбора, как обновлять на работе уволенных экс-милиционеров.
Так, в последнее время суды попадали под неоднократную критику со стороны министра внутренних дел Арсена Авакова и председателя Национальной полиции Хатии Деканоидзе за отмену решений о неаттестации полицейских. Появлялась даже информация, что такая позиция судов стала причиной уменьшения темпов переаттестации в регионах и обсуждение возможности отказа от этой процедуры в полиции.
Читайте также: В ВАСУ рассказали о люстрации, судебной реформе и восстановлении полицейских на работе
Анализ соответствующих судебных решений позволяет сделать вывод, что у административных судов нет другого выбора, чем защищать полицейских, основываясь на положениях нового Закона «О Национальной полиции».
Почему же административные суды вынуждены признавать решения аттестационных комиссий нарушающими требования закона о полиции?
Попробуем объяснить.
Новый закон о Национальной полиции был опубликован 6 августа 2015. Пункты 8-10 заключительных положений закона предусматривали такую последовательность действий по личному составу в течение следующих трех месяцев: с 7 августа по 7 ноября 2015:
1) предупреждение всех работников милиции о предстоящем увольнении; 2) назначение на должности полицейских на основании приказов руководителей или прохождения конкурса на должности; 3) освобождение полицейских, которые не прошли конкурс или самостоятельно уволились.
Читайте также: Сто одесских экс-милиционеров, которые не прошли переаттестацию, подали иск в суд
При доработке этого закона в соответствующем парламентском комитете возникал вопрос о способности МВД обеспечить этот процесс по 150-тысячному составу в течение такого короткого времени. И только после заверения представителей Министерства, в законе остался именно трехмесячный период, а не шестимесячный или однолетний.
Но за это время — до 7 ноября 2015 года — конкурсы на должности не проводились, а подавляющее большинство работников милиции автоматически были назначены на должности полицейских.
Нынешняя руководительница полиции была назначена только 4 ноября — за три дня до момента вступления в силу закона в целом.
Итак, предусмотренная законная возможность провести очистку рядов полиции была потеряна.
Только 17 ноября 2015 МВД приняло Инструкцию о порядке аттестации полицейских, который сейчас является основным для переаттестации милиционеров. Эта инструкция формально основывается на положениях 57-й статьи Закона «О порядке аттестации полицейских». Однако это неправильно — на чем и основывают свои решения административные суды.
Ведь все лица, которые проходили и сейчас проходят переаттестацию, были приняты 7 ноября 2015 на службу в полицию на основании приказов руководства; как уже отмечалось, это произошло автоматически.
А аттестации полицейских, предусмотренная статьей 57 Закона, не касается общей (повальной) переаттестации и может проводиться только в трех случаях:
1) при назначении на высшую должность, когда конкурс не проводится; 2) при перемещении на нижестоящую должность из-за служебного несоответствия; 3) при увольнении со службы из-за служебного несоответствия.
Читайте также: По морю, как по суху: Как вернули должность 16 люстрированных чиновников
Что означают эти основания для увольнения полицейских?
Сначала должны быть определенные нарекания, жалобы по работе определенного служащего полиции или начаты дисциплинарные производства, которые свидетельствуют о его служебном несоответствии. После этого может происходить аттестации конкретного полицейского, по результатам которого принимается одно из решений — оставление на службе или увольнения.
Но при отсутствии хотя бы одного из элементов этой процедуры, проведение аттестации в рамках закона невозможно.
Почему закон установил такие ограничения для аттестации? Во избежание ситуации, когда при смене руководителя определенного подразделения он будет устраивать общую переаттестацию кадрового состава с целью освобождения нелояльных полицейских.
Итак, административные суды массово устанавливают отсутствие законных оснований для проведения переаттестации полицейских, таким образом защищая права полицейских, которые не проходят эту процедуру и подлежат освобождению из рядов полиции. Наличие соответствующей инструкции также не спасает ситуации, потому что суды обоснованно считают ее такой, что не соответствует закону.
Описанная ситуация является классической в том смысле, что отражает борьбу между «целесообразностью» и «законностью».
Целесообразно / необходимо / желательно проводить переаттестацию личного состава полиции? — Конечно, да!
Законно / правомерно сейчас проходит переаттестации в полиции? — Конечно, нет. Что и подтверждают суды.
Хорошая новость заключается в том, что ситуация не безнадежна и может быть исправлена. Для этого нужно лишь внести точечные изменения в переходные положения закона, которыми нынешнюю процедуру переаттестации ввести в правовые рамки.
Также описанные проблемы должны очередное научить наших чиновников учитывать закон и безусловно придерживаться его.