Конституция Украины устанавливает, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа, основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
В то же время, пользование земельными ресурсами Украины во многих случаях становится объектом нарушений данного правового принципа, норм КУ и законодательства. В частности, самовольная застройка прибрежных защитных полос с ограничением доступа к водным объектам населения, которая часто сочетается с изменением береговой полосы, намывом берегов, искусственным углублением акваторий является иллюстрацией указанных нарушений.
Согласно части 1 статьи 60 Земельного кодекса, прибрежные защитные полосы устанавливаются вдоль рек, морей, вокруг озер, водохранилищ и других водоемов с целью охраны поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения и сохранения их водности.
Ширина таких защитных полос устанавливается частью 2 указанной статьи:
а) для малых рек, ручьев и ручейков, а также прудов площадью менее 3 гектаров – 25 метров;
б) для средних рек, водохранилищ на них, водоемов, а также прудов площадью более 3 гектаров – 50 метров;
в) для больших рек, водохранилищ на них и озер – 100 метров.
Также Земельным кодексом устанавливается запрет на строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, навигационного назначения, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей.
Характерным является тот факт, что нарушение этих норм осуществляется массово в основном в акваториях реки Днепр в пределах города Киева и области, а также в рамках других городов, которые располагаются на побережье Днепра, разнообразных водоемов Украины и побережье Черного и Азовского морей.
Правовым основанием, которое используют с целью легализации массовых нарушений в этой сфере, являются положения статьи 88 Водного кодекса — прибрежные защитные полосы устанавливаются по отдельным проектам землеустройства. На основании этого положения органы местного самоуправления и органы государственной исполнительной власти осуществляют землеотвод в границах прибрежных защитных полос.
Указанные процессы актуализируют проблему необходимости усиления юридической ответственности за нарушение правового режима использования прибрежных защитных полос.
Именно с этой целью в ВРУ зарегистрировали Проект Закона №5721 от 27.01.2017 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления уголовной ответственности за нарушение правового режима использования прибрежных защитных полос».
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс статьей 2421 такого содержания:
«Вынесение заведомо неправомерных решений представителями органов местного самоуправления и органов государственной исполнительной власти относительно внесения в землеустроительную документацию земельных участков в пределах прибрежных защитных полос в случае доведения умысла в действиях таких субъектов относительно дальнейшего предоставления права собственности и аренды на такие участки физическим и юридическим лицам в целях их неправомерного использования, предусмотренного ограничениями, установленными частью 2 статьи 60 Земельного кодекса Украины и статьей 88 Водного кодекса Украины –
наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на тот же срок».