Изменениями в Конституцию Украины предусмотрено создание нового органа — Высшего совета правосудия — коллегиального, независимого конституционного органа судейского самоуправления, который действует в Украине на постоянной основе.
Основной задачей этого органа судейского управления является обеспечение независимости судебной власти с одновременным обеспечением ее функционирования на основе ответственности, подотчетности перед обществом. Кроме этого, Высший совет правосудия будет заниматься формированием добродетельного и высокопрофессионального корпуса судей, соблюдением норм Конституции и законов Украины, а также профессиональной этики в деятельности судей и прокуроров.
По проекту закона Украины «О Высшем совете правосудия», внесенного Президентом Украины в Верховную Раду Украины, одним из полномочий Высшего совета правосудия, предусмотренных пунктом 15 части 1 статьи 3 является предоставление обязательных к рассмотрению консультативных заключений по законопроектам относительно вопросов создания, реорганизации или ликвидации судов, судоустройства и статуса судей, обобщения предложений судов, органов и учреждений системы правосудия в отношении законодательства касательно их статуса и функционирования, судоустройства и статуса судей.
Вместе с тем, считаю, что новообразованный конституционный а не только предоставление обязательных к рассмотрению консультативных заключений по законопроектам по вопросам создания, реорганизации или ликвидации судов, судоустройства и статуса судей.
Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Вместе с тем, только судебная власть не имеет права законодательной инициативы. Правом законодательную инициативы наделены и Верховная Рада Украины, и Президент Украины, и Кабинет Министров Украины, а судебная власть — нет. Почему такая дискриминация и неравенство ветвей власти?
В свое время Верховный суд Украины не был субъектом законодательной инициативы, хотя именно этот орган, который непосредственно занимается правоприменительной деятельностью, видит как никто пробелы и коллизии законодательства, и мог бы качественно, быстро нарабатывать соответствующие изменения и подавать законопроекты на рассмотрение Верховной Рады Украины по установленной процедуре.
Почему за Высшемим советом правосудия не закрепить право законодательной инициативы? Тем более, что это согласуется с полномочиями Высшего совета правосудия обобщать предложения судов, органов и учреждений системы правосудия в отношении законодательства относительно их статуса и функционирования, судоустройства и статуса судей. Целесообразым было бы также расширить круг этих полномочий.