Верховный Суд Украины в постановлении от 5 июля 2017 года по делу №6-1094цс17 высказал свою правовую позицию относительно разграничения административной и гражданской юрисдикции.
Согласно ст. 15 ГПК Украины в порядке гражданского судопроизводства суды рассматривают дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений, а также из других правоотношений, кроме случаев, когда такие дела рассматриваются по КАС Украины (статья 17), Хозяйственному процессуальному кодексу Украины (статьи 1, 12), Уголовному процессуальному кодексу Украины или кодексу Украины об административных правонарушениях.
Законом может быть предусмотрено рассмотрение других дел по правилам гражданского судопроизводства.
Согласно п. 1, 5 ч. 2 ст. 17 КАС Украины компетенция административных судов распространяется, в частности, на споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия, а также споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 КАС Украины дело административной юрисдикции – это передан на решение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо или другой субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.
Характерным признаком публично-правовых споров является сфера их возникновения — публично-правовые отношения, то есть предусмотренные нормами публичного права общественные отношения, выражающиеся во взаимных правах и обязанностях их участников в различных сферах деятельности общества, в том числе связанных с реализацией публичной власти.
Публично-правовым считается также спор, возникший из исковых требований, основанных на нормах публичного права, где государство в лице соответствующих органов выступает в отношении гражданина не как равноправная сторона в правоотношениях, а как носитель суверенной власти, который может указывать или запрещать лицу определенное поведение, предоставлять разрешение на предусмотренную законом деятельность и тому подобное.
Таким образом, основной отличительной чертой административных правоотношений является властное подчинение одной стороны этих отношений другой стороне. Стороны в административном споре еще до возникновения должны находиться в отношениях вертикального подчинения.
Учитывая положения ст. 1 и 15 ГПК Украины, ст. 2 КАС Украины не считается публично-правовым и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства спор между органом государственной власти и / или органом местного самоуправления и субъектом частного права – физическим лицом, в котором физическое лицо обратилось в суд за защитой права не публичного, а гражданского, в частности права на возмещение причиненного ущерба.
В таком случае это спор о гражданском праве, несмотря на то, что в споре участвует субъект публичного права.