Сегодня, 25 марта, состоялось очередное заседание Пленума Верховного Суда Украины под председательством главы ВСУ Ярослава Романюка. Об этом сообщает пресс-служба суда.
На заседании Пленума рассматривался вопрос об обращении в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением о соответствии (конституционности) части пятой статьи 43, части первой статьи 54 Закона Украины от 9 апреля 1992 года № 2263-XII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» во взаимосвязи с пунктом 2 раздела III «Заключительные положения» Закона Украины от 2 марта 2015 № 213-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» и пунктом 2 раздела II «Заключительные положения» Закона Украины от 24 декабря 2015 № 911-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» положением части первой статьи 8, части пятой статьи 17, частями второй и третьей статьи 22 , части первой статьи 24, части первой статьи 46, части первой статьи 58 и статьи 64 Конституции Украины.
Докладчиком по этому вопросу выступил судья Верховного Суда Украины Александр Волков.
Отдельные положения вышеназванных законов существенно сузили социальное обеспечение военных пенсионеров, которые продолжают работать на определенных должностях, отнесенных к государственной службе. Так, законодателем продлены временные ограничения с 2015 года на период с 1 января 2016 по 31 декабря 2016 года. Установлен максимальный размер пенсии, который не может превышать 10740 грн. Кроме того, лицам (кроме инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы, ветеранов военной службы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»), которые работают на должностях и на условиях, предусмотренных законами «О государственной службе», «О прокуратуре», «О судоустройстве и статусе судей», назначенные пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание не выплачиваются. Также указанные временные ограничения распространяют свое действие и на прошлое, независимо от времени назначения пенсии.
По мнению докладчика, военная служба связана с защитой отечества, что формирует ее специфический характер в виде экстремальных условий труда, связанных с постоянным риском для жизни и здоровья, жестких требований к дисциплине, профессиональной пригодности, профессиональных, физических, волевых и других качеств. Оборонительные функции государства обеспечиваются именно военнослужащими, выполнение ими функциональных обязанностей часто, особенно сегодня, связано с опасностью. Это должно компенсироваться наличием повышенных законодательных гарантий социальной защищенности военнослужащих.
Законодатель, определяя условия, порядок и размер материального обеспечения, должен не допускать введения правового регулирования, при котором лицо имеет выбирать только одно конституционное право, лишаясь возможности использования иного права (гарантии). Пенсионер (бывший военнослужащий), реализуя конституционное право на труд, гарантированное статьей 43 Конституции Украины, не может быть при этом лишен права на социальную защиту как военнослужащего, в том числе право на получение пенсии, даже если такое ограничение носит временный характер.
«Законодатель, меняя действующее законодательство, должен балансировать между необходимостью изменений в законодательном регулировании и сохранением стабильности в обществе и помнить, что первоочередными являются интересы граждан», — отметили в суде.
«Один из важнейших общепризнанных принципов современного права — законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Предоставление обратной силы законам противоречит духу правового государства. Сужение объема права на социальную защиту военнослужащих в части распространения на пенсионеров (бывших военнослужащих) независимо от времени назначения пенсии — как на будущее, так и в прошлом, противоречит Конституции Украины», — подчеркивалось в ходе заседания.
Также Пленум Верховного Суда Украины рассмотрел вопрос относительно персонального состава Судебной палаты по гражданским делам для рассмотрения дела № 6-1852цс15.
Необходимость для обращения в Конституционный Суд Украины для проверки на конституционность норм законодательства усматривается в связи с принятием Верховной Радой Украины 2 марта 2015 года Закона Украины № 213-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» и 24 декабря 2015 года Закона Украины № 911-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».
Читайте также: Президент подписал закон о пенсиях для участников Революции Достоинства