По смыслу ч. 7 ст. 8 Закона Украины от 13 января 2005 года № 2342-IV «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки», право на получение единовременного денежного пособия имеют все выпускники учебных заведений (в т.ч. не интернатного типа) из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Такая позиция содержится в решении Верховного Суда по иску отдела образования Киверцивской районной государственной администрации Волынской области, третье лицо – Служба по делам детей Киверцивской районной государственной администрации о признании противоправной бездеятельности, обязательстве совершить действия.

Обосновывая исковые требования, истец (в интересах которого действовала Маневицкая местная прокуратура) ссылался на то, что имеет статус ребенка, лишенного родительской опеки, и как выпускник учебного заведения из категории детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» имеет право на получение единовременного денежного пособия в размере шести прожиточных минимумов для лиц соответствующего возраста, которое ответчик противоправно не выплатил.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что хоть истец и закончил (является выпускником учебного заведения) Киверцевскую экспериментальную Всеукраинского уровня общеобразовательную школу-комплекс I-III ступеней, однако это учебное заведение не является интернатным заведением, истец находился в нем на полном государственном обеспечении. В связи с этим суд пришел к выводу, что действие ч. 7 ст. 8 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» на истца не распространяется.

Коллегия судей Кассационного административного суда в составе Верховного Суда не согласилась с решениями судей предыдущих инстанций, учитывая следующее.

Так, в соответствии со ст. 52 Конституции Украины содержания и воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возлагается на государство.

По смыслу ст. 3 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» одним из основных принципов государственной политики в части социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, является защита имущественных, жилищных и иных прав и интересов таких детей, а также обеспечение социально-правовых гарантий.

Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что государственные социальные стандарты для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также лиц из их числа устанавливаются независимо от того, где такой ребенок или лицо находится на содержании и воспитании, на уровне не меньшем чем установленный прожиточный минимум для лиц соответствующего возраста.

Государство осуществляет полное обеспечение детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также лиц из их числа (ч. 1 ст. 8 Закона).

При таком правовом регулировании, все дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, независимо от формы их содержания и воспитания гарантированно находятся на полном государственном обеспечении.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела справки о том, что истец, учась в общеобразовательной школе, не находился на полном государственном содержании, противоречат закрепленным на законодательном уровне социально-правовым гарантиям лица со статусом ребенка, лишенного родительской опеки, и не могут быть основанием для отказа в выплате такому ребенку предусмотренной законом денежной помощи.

По правилам ч. 3 ст. 4 указанного Закона государственные социальные стандарты и нормативы устанавливаются, среди прочего, относительно минимального стандарта разовой государственной финансовой помощи при окончании такими детьми воспитательного, учебного заведения.

Выпускники учебных заведений из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, обеспечиваются за счет учебного заведения или соответствующего учреждения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием в размере не менее шести прожиточных минимумов для лиц соответствующего возраста (ч. 7 ст. 8 Закона).

Верховный Суд пришел к выводу, что поскольку Закон не конкретизирует, какое именно учебное заведение должен закончить ребенок-сирота или ребенок, лишенный родительской опеки, то, по содержанию приведенной нормы, право на получение денежной помощи имеют все выпускники учебных заведений (в т.ч. не интернатного типа) из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Постановление Верховного Суда от 5 июня 2019 года по делу № 158/1684 /16.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here