Выведение из оборота изделий, которые являются опасными для детей, и применение к субъекту хозяйствования за введение в оборот опасной непищевой продукции штрафных санкций направлено на достижение справедливого баланса между общими интересами общества, заключающихся в создании безопасных условий для физического развития детей, защиты их здоровья от негативного влияния опасной непищевой продукции, и требованиями защиты экономических интересов отдельной личности, в частности, гарантированного ч. 1 ст. 42 Конституции Украины права на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.

К таким выводам пришел Верховный Суд в деле № 815/1729/16 по иску хозяйственного общества к Инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Одесской области, Главному управлению Госпродпотребслужбы в Одесской области о признании противоправным и отмене решений и постановления.

Суть спора заключается в том, что ответчик принял ограничительные (корректирующие) меры и применил штрафные санкции к субъекту хозяйственной деятельности за введение в оборот опасной непищевой продукции, а именно — детской одежды. Истец просил признать противоправными и отменить указанные решение со ссылкой на несоблюдение справедливого баланса между принятым решением (принятыми мерами) и общественной опасностью от допущенного нарушения.

Суд учел, что в соответствии со ст. 4, ч. 1 ст. 5 Закона Украины «Об общей безопасности непищевой продукции» производители обязаны вводить в оборот только безопасную продукцию; продукция считается безопасной, если она соответствует требованиям по обеспечению безопасности продукции, установленным законодательством. Согласно положениям ст. 15 ГК Украины в сфере хозяйствования применяются технические регламенты, стандарты, кодексы установившейся практики и технические условия.

Так, пункты 2 и 3 Технического регламента относительно названий текстильных волокон и маркировки текстильных изделий, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14 января 2009 года №13, который разработан на основании Директивы Европейского Парламента и Совета ЕС 96/74 ЕС от 16 декабря 1996 года, предусмотрено, что действие настоящего Регламента распространяется на все виды текстильных волокон, информацию, которая наносится при маркировке текстильных изделий и сопроводительную документацию на такие изделия на различных стадиях их изготовления и введения в оборот; требования настоящего Регламента являются обязательными для всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, сфера деятельности которых распространяется на текстильные волокна и изделия на различных стадиях их изготовления и введения в оборот на территории Украины.

Верховный Суд согласился с выводом суда апелляционной инстанции, отменил решение суда первой инстанции и оставил иск без удовлетворения, поскольку ответчик, принимая оспариваемые постановление о наложении штрафных санкций и решение о принятии ограничительных мер в отношении ООО, действовал в пределах своих полномочий и на основании действующего законодательства Украины, а указанные решение и постановление были вынесены обоснованно, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела и приняты способом, соответствующим действующему законодательству Украины.

В этом деле Верховный Суд сформулировал правовую позицию, согласно которой введение в оборот детской одежды, изготовленной с использованием неорганических химических волокон, без соблюдения установленных государственных стандартов или технических условий, которые могут быть источником негативного воздействия целого комплекса химических веществ различных по классу опасности и влиянием на организм ребенка, составляет риски для потребителей (пользователей), несовместимые с общим требованием относительно безопасности продукции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here