10 октября 2019 Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда в рамках дела № 2340/4673/18 исследовал вопрос о правовой возможности регистрации места жительства в садовом и дачном доме.

По мнению Управления по вопросам государственной регистрации садовый дом не является жилым помещением, предназначенным для постоянного пользования, в связи с чем, доводы заявителя о праве на регистрацию места жительства в садовом доме необоснованы.

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Согласно ст. 47 Конституции Украины каждый имеет право на жилище. Государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду.

Статьей 2 «Свобода передвижения» Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который гарантирует некоторые права и свободы, не предусмотренные в Конвенции и в Первом протоколе к ней от 16 сентября 1963, что ратифицирован Законом Украины от 17 июля 1997 года № 475/97-ВР, установлено, что каждый, кто законно находится на территории какого-либо государства, имеет право свободно передвигаться и свободно выбирать место жительства в пределах этой территории.

Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную.

На осуществление этих прав не могут быть установлены никакие ограничения, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной или общественной безопасности, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Отношения, связанные со свободой передвижения и свободным выбором места жительства в Украине, урегулированы Законом Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» от 11 декабря 2003 года № 1382-IV (далее — Закон № 1382-IV).

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 1382-IV предусмотрено, что свободный выбор места жительства или пребывания — это право гражданина Украины, а также иностранца и лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Украины, на выбор административно-территориальной единицы, где они хотят проживать или находиться.

Место проживания — это жилье, расположенное на территории административно-территориальной единицы, в котором лицо проживает, а также специализированные социальные учреждения, учреждения социального обслуживания и социальной защиты, воинские части.

Согласно ч. 1, 3 ст. 6 Закона № 1382-IV гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих в Украине, обязаны в течение тридцати календарных дней после снятия с регистрации места проживания и прибытии на новое место жительства зарегистрировать свое место жительства.

Статьей 9-1 Закона № 1382-IV определено, что орган регистрации отказывает в регистрации или снятии с регистрации места проживания, если: лицо не подало предусмотренные настоящим Законом документы или информацию; в представленных лицом документах содержатся недостоверные сведения или представленные им документы являются недействительными; для регистрации или снятия с регистрации обратилось лицо, не достигшее 14-летнего возраста. Решение об отказе принимается в день обращения лица. Заявление о регистрации или снятия с регистрации места проживания возвращается лицу с указанием в ней причин отказа.

Согласно ч. 1 ст. 29 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 года № 435-IV (далее — ГК Украины) местом жительства физического лица является жилье, в котором она проживает постоянно или временно. Согласно ч. 1 ст. 379 ГК Украины определено, что жильем физического лица является жилой дом, квартира, другое жилое помещение, предназначенные и пригодные для постоянного или временного проживания в них.

В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса Украинской ССР от 30 июня 1983 года (далее — ЖК УССР) жилые дома, а также жилые помещения в других строениях, находящихся на территории Украинской ССР, образуют жилищный фонд.

Жилой фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома (части домов), квартиры, принадлежащих гражданам на праве частной собственности (частный жилищный фонд); квартиры в многоквартирных жилых домах, усадебные (одноквартирные) жилые дома, а также жилые помещения в других строениях всех форм собственности, предоставляются гражданам, которые в соответствии с законом нуждаются в социальной защите (жилой фонд социального назначения).

В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и другим государственно-кооперативным объединением, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.

В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

Анализ приведенных требований действующего законодательства дает основания для вывода, что регистрация места жительства физического лица осуществляется при наличии у лица жилья.

Жильем, в понимании приведенных требований законодательства, является жилой дом, квартира, другое жилое помещение, предназначенные и пригодные для постоянного или временного проживания в них. Следовательно, для целей регистрации места проживания дом или другое помещение должны отвечать следующим признакам жилья как приспособление и пригодность для постоянного проживания в них.

Основанием для отказа истцу в проведении регистрации места жительства ответчиком определено то, что дом, в котором истец просит зарегистрировать свое место жительства, является садовым домом, не относящийся к жилищному фонду, а потому указанный садовый дом не предназначен для постоянного проживания в связи с чем, зарегистрировать истца по этому адресу не представляется возможным.

Согласно п. 2 Порядка перевода дачных и садовых домов, соответствующих государственным строительным нормам, в жилые дома, утвержденного ПКМУ от 29 апреля 2015 года № 321 перевод дачных и садовых домов, соответствующих государственным строительным нормам, в жилые дома осуществляется бесплатно органами местного самоуправления села, поселка, города, с которыми соответствующие дачные поселения и садоводческие товарищества связаны административно или территориально.

Судами предыдущих инстанций установлено, что садовый дом соответствует требованиям государственных строительных норм и согласно сведений, содержащихся в техническом паспорте — состоит из коридора, кухни-столовой, комнат, санузлов, кабинета, топочной, холла, гардероба. Поэтому, садовый дом пригоден для эксплуатации и проживания в нем людей.

В то же время, суды предыдущих инстанций отметили, что согласно ЖК УССР садовый дом не указан в перечне объектов, которые не входят в жилой фонд.

Верховный суд соглашается с такими выводами судов и не видит оснований для отступления от них, поскольку они основываются на предписаниях действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы кассационной жалобы со ссылкой на положения государственных строительных норм, согласно которым для садовых домов устанавливаются другие нормативные требования к внешним конструкциям, инженерному оборудованию, не соответствуют аналогичным нормативным требованиям к жилым домам, указанных выводов суда не опровергают.

Верховный Суд отмечает, что различие строительных норм в части требований к отдельным конструктивным решениям, применяемых при строительстве жилых домов по сравнению с садовыми домами, не лишает последних признаков, присущих жилью, и не опровергает их пригодности для постоянного проживания, при условии, что владелец садового дома по собственной инициативе приспособил его для этого, установив дополнительное оборудование или коммуникации.

Кроме этого, Суд учитывает, что действующее законодательство не исключает возможности перевода садовых домов в статус жилых.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно перевода садовых и дачных домов в жилые дома и регистрации в них места проживания» от 2 сентября 2014 года № 1673-VII, ЖК УССР дополнен статьей 8-1 «Перевод в жилые дома садовых и дачных домов », согласно которой граждане <…> имеют право на перевод дачных и садовых домов, соответствующих государственным строительным нормам, в жилые дома в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Итак, факт строительства садового дома на основании строительных норм, отличающихся от строительных норм, установленных для жилых домов, не опровергает того, что он может затем использоваться для проживания в нем.

Следовательно, Суд соглашается с выводами судов, что отказ ответчика зарегистрировать место проживания истца по адресу, определенному истцом — не основывался на требованиях закона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here