За пять лет, с 2010 по 2016 года, в стране произошло более 460 000 пожаров, в результате которых погибло более 16 000 человек и более 10 000 были травмированы. Прямые материальные убытки от пожаров за указанный период составляют около 7 млрд. гривен, косвенный ущерб – более 21 млрд. гривен.
Если в городах пожарные могут приехать на вызов за считаные минуты, то в сельской местности, где проживает треть всего населения и возникает треть пожаров, этот вопрос стоит особо остро. В настоящее время в селах и поселках необходимо дополнительно создать около 2100 подразделений местной пожарной охраны, не говоря уже об обновлении устаревшей материально-технической базы действующих частей.
Ко многим сельским населенным пунктам прибытия первого подразделения профессиональной пожарной части намного превышает максимально допустимое значение (20 минут). Оперативность реагирования на экстренные вызовы крайне низка, так как в среднем расстояние от пожарной части составляет 30-40 км.
За границей (Великобритания, Германия, Франция, Италия) до 80% пожарных подразделений – добровольные пожарные формирования (ДПФ). Государственная составляющая в этой системе не является доминирующей. К примеру, волонтерство и добровольность в Германии и в других странах Европы сегодня где-то на уровне религии. И каждый человек считает своим долгом помочь ближнему.
Такой подход уже три года пытаются внедрить в Украине (Концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине от 1 апреля 2014 года). Данная сфера правоотношений сейчас только частично урегулирована Кодексом гражданской защиты Украины, однако стоит обратить внимание на то, что создание ДПФ носит рекомендательный характер, а не требование. Статьей 63 Кодекса полномочия по созданию ДПО возложены на органы местного самоуправления, что уже противоречит принципу добровольности. Кодекс не регулирует на законодательном уровне такие вопросы как статус, полномочия, организационная структура, задачи и функции, полномочия членов ДПФ и добровольных пожарных при исполнении служебных обязанностей, финансовое и материально-техническое обеспечение и многое другое. Наверное, с учетом этого в населенных пунктах государства не создано ни одной реально действующей добровольной пожарной команды.
В связи с этим в Раду внесли проект Закона, предлагающий создать условия для полноценной работы ДПФ. Законопроектом №7006 «О добровольной пожарной охране» в частности предполагается урегулировать на законодательном уровне такие вопросы:
- статус, полномочия, организационная структура, задачи и функции добровольной пожарной охраны;
- полномочия членов добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных при исполнении служебных обязанностей;
- финансовое и материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных команд (дружин);
- социальную защиту добровольных пожарных.
Отметим, что рассмотреть этот законопроект Рада сможет не ранее 5 сентября, так как депутаты ушли на каникулы.