Высший административный суд Литвы обратился в Европейский суд по правам человека с просьбой дать консультативное заключение по законодательству об импичменте — вопрос, который является предметом спора в рассматриваемом деле.
Литва является четвертой страной, запрашивающей подобное заключение в соответствии с Протоколом № 16 к Европейской конвенции о правах человека. Франция сделала первый запрос в октябре 2018 года, а Суд вынес свое заключение о правах, связанных с суррогатным материнством, в апреле 2019 года. Армения направила второй запрос в августе 2019 года по статье Уголовного кодекса страны, которая предусматривает наказание за свержение конституционного строя, и Суд вынес свое заключение в мае 2020 года. Словакия недавно подала запрос относительно независимости ее механизма рассмотрения жалоб на полицию.
Протокол № 16 позволяет высшим судам и трибуналам, как указано ратифицировавшими его государствами-членами, запрашивать консультативные заключения по принципиальным вопросам, касающимся толкования или применения прав и свобод, определенных в Европейской конвенции или протоколах к ней.
Высший административный суд Литвы заявил, что его запрос был сделан в контексте дела, возбужденного бывшим членом Сейма (литовского парламента), которому был объявлен импичмент и который снова баллотировался на выборах в 2020 году. Член Сейма обратилась с жалобой на отказ Центральной избирательной комиссии (далее — ЦИК) зарегистрировать ее кандидатом на выборах в Сейм после постановления Конституционного суда от 2014 года, установившего, что она нарушила присягу и грубо нарушила Конституцию.
В частности, по ее словам, в решении ЦИК не было учтено законодательство об импичменте с поправками, внесенными после решения Европейского суда по делу Паксас против Литвы от 2011 года. Конституционный суд, впоследствии установил, что новое законодательство противоречит Конституции. В решении по делу Паксас Суд постановил, что постоянное и необратимое лишение бывшего президента права занимать место в Сейме после процедуры импичмента было несоразмерным нарушением Европейской конвенции.
В своих вопросах Высший административный суд запросил у Европейского суда рекомендации относительно критериев, которые следует применять при оценке соответствия действующего законодательства об импичменте статье 3 Протокола № 1 (право на свободные выборы) Европейской конвенции.