Ежегодно на дорогах мира погибает около 1,25 миллиона человек. По данным ВООЗ, 40-50% водителей превышают установленную максимальную скорость. Водители, находящиеся под воздействием алкоголя, с большей вероятностью попадают в аварии, обусловленные нарушением скоростного режима.
За последние шесть лет (2011 — 2016 гг.) в Украине зарегистрировано около 170 тысяч ДТП, в которых погибли 26,5 тысяч и травмированы 209 тысяч человек. Особенно тревожным является то, что более 43% погибших в ДТП в 2016 году — пешеходы и велосипедисты.
Несмотря на жесткую ответственность, предусмотренную статьей 130 КУоАП, количество ДТП продолжает расти. Так, только с начала года в июне 2017 полицией было составлено 46270 протоколов за управление в состоянии опьянения.
В связи с тем, что уменьшить количество аварий не удается, да и нетрезвых водителей на дорогах меньше не стало, несколько нардепов внесли предложение изменить процедуру проверки на состояние алкогольного опьянения.
Вчера, 10 июля, в Верховной Раде Украины зарегистрировали проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы относительно проверки водителей транспортных средств на состояние опьянения» №6679.
Но основной новеллой проекта стало не усовершенствование процедурных моментов, а уменьшение ответственности нетрезвых водителей. Предложена такая градация ответственности за управление в состоянии опьянения исходя из степени алкогольного опьянения, а именно:
а) от 0,2 до 0,5 промилле — штраф 10 200 грн.;
б) более 0,5 до 1 промилле / управление в состоянии наркотического или другого опьянения / повторное совершение нарушения, предусмотренного частью первой статьи 130 КУоАП — штраф 10 200 грн. и лишение права управлять транспортным средством на 1 год;
в) более 1 до 2 промилле в воздухе / управление в состоянии наркотического или другого опьянения — штраф 20 400 грн. с лишением права управлять транспортным средством на 3 года;
г) более 2 промилле / отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения или проверки на состояние опьянения — штраф 40 800 грн. и лишение права управлять транспортным средством на 3 года;
д) повторное в течение года совершение любого из нарушений, предусмотренных частью второй, третьей, четвертой статьи 130 КУоАП — штраф 40 800 грн. по лишению права управлять транспортным средством на 3 года (ч. 1, 2, 3, 4, 5 ст. 130 КУоАП).
Для того, чтобы лучше осознать предложения, наводим восприятие человека с алкоголем в крови:
- 0,2-0,5 ‰. В этом случае источники движущегося света уже воспринимаются с ошибками. Способность к оценке ситуации замедляется. Но желание ускориться увеличивается. Водитель склонен к превышению скорости и утрачивает осторожность и аккуратность. Такой автомобиль для окружающих представляет опасность, так как движется рискованно, не соблюдается безопасный интервал и дистанция;
- 0,5-0,8 ‰. Расстояние до объектов водитель не ощущает, нарушенное равновесие приводит к ошибкам в движении и управлении. Сбой в оценке ситуации выражен отчетливо. Освещённость, дистанция, сигналы светофоров и других транспортных средств не оцениваются адекватно;
- 0,8-1,2 ‰. Данный уровень в крови сказывается расслабляющим действием. Уменьшается угол зрения, водитель характеризуется слабой реакцией на сигналы и окружающие изменения в действительности — действия слабые и неверные. Пропадает способность к концентрации. Пьяный водитель — чрезвычайно опасный;
- 1,2-2,4 ‰. Такое опьянение не только не позволяет управлять автомобилем, но и пребывать в ясном сознании. Нарушается зрение, реакция замедлена до предела, ориентация в пространстве искаженная.
Последствия нетрезвого вождения могут быть самыми плачевными.
Сейчас законопроект направлен на рассмотрение Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.