Верховный Суд Украины в постановлении от 16 августа 2017 года по делу №6-782цс17 высказал свою правовую позицию относительно компетенции административных судов.
В соответствии со статьей 15 Гражданского процессуального кодекса Украины (далее — ГПК Украины) в порядке гражданского судопроизводства суды рассматривают дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений, а также из других правоотношений, кроме случаев, когда рассмотрение таких дел отнесено к компетенции административных или хозяйственных судов.
Законом может быть предусмотрено рассмотрение других дел по правилам гражданского судопроизводства.
Согласно пунктам 1, 5 части второй статьи 17 КАС Украины компетенция административных судов распространяется, в частности, на споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действия или бездействия, а также споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 3 КАС Украины дело административной юрисдикции — это переданый на решение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо или другой субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.
Характерным признаком публично-правовых споров является сфера их возникновения — публично-правовые отношения, то есть предусмотренные нормами публичного права общественные отношения, выражающиеся во взаимных правах и обязанностях их участников в различных сферах деятельности общества, в том числе связанных с реализацией публичной власти.
Публично-правовым считается также спор, возникший из исковых требований, основанных на нормах публичного права, где государство в лице соответствующих органов выступает в отношении гражданина не как равноправная сторона в правоотношениях, а как носитель суверенной власти, который может указывать или запрещать лицу определенное поведение предоставлять разрешение на предусмотренную законом деятельность и тому подобное.
Итак, основной отличительной чертой административных правоотношений является властное подчинение одной стороны этих отношений другой стороне.
Стороны в административном споре еще до его возникновения должны находиться в отношениях вертикального подчинения.
Учитывая положения статей 1 и 15 ГПК Украины, статьи 2 КАС Украины не считается публично-правовым и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства спор между органом государственной власти и/или органом местного самоуправления и субъектом частного права — физическим лицом, в котором физическое лицо обратилось в суд за защитой права не публичного, а гражданского, в частности права на возмещение причиненного ущерба.
В таком случае это спор о гражданском праве, хотя в споре и участвует субъект публичного права.