Содержательно о примерных и типовых делах в административном судопроизводстве

0
876

Как предусмотрено Конституцией, в Украине признается и действует принцип верховенства права, а права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Реализация этого принципа невозможна без эффективной судебной защиты прав, свобод и интересов человека. Именно необходимость создания эффективных механизмов судебной защиты обусловила обновление процессуальных норм и стала основанием для принятия Закона Украины от 03.10.2017 года№ 2147 «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» (далее — Закона от 03.10.2017 № 2147).

На наш взгляд, этот закон не просто изменил редакцию процессуальных кодексов, а стал положительным импульсом для эффективного преодоления многочисленных коллизий и пробелов в законодательстве, которые, со временем стали настоящей угрозой эффективной защите прав, свобод и интересов граждан.

Вспомним только сотни тысяч обращений в суд детей войны, дела чернобыльцев и тому подобное. В созданном органами исполнительной власти хаосе правоприменения заложниками были и граждане, и суды. Тысячи граждан вынуждены были обращаться в суд для разрешения споров, обусловленных именно пробелами в законодательстве. А судьи, в свою очередь, обязаны были каждый раз изучать и рассматривать такие однотипные дела. В этом смысле возникало логичный вопрос, а способствует это оперативности и эффективности рассмотрения дел в судах? Конечно же, нет.

Или другой пример. Речь идет о положительных решениях судов, вступивших в силу после апелляционного пересмотра, но в дальнейшем отмененых в связи с высказанной правовой позиции Верховного Суда Украины (это, в частности, дела о смене юрисдикции, о заработной плате работников аппаратов судов, о назначении и перерасчете пенсии государственным служащим, о перерасчете пенсий прокурорам и т.д.). При этом, с момента вступления судебного решения в законную силу до решения дела Верховным Судом Украины проходило не менее одного года. И опять же вопрос: способствовало ли это законным ожиданиям граждан, в юридической литературе именуемым принципом правовой определенности?

При таких обстоятельствах очевидно, что процессуальные инструменты и правовые средства, с помощью которых осуществлялось судопроизводство, требовали усовершенствования. Таким образом, предпосылки для принятия новых процессуальных норм сформировались объективно.

Согласно ч. 2 ст. 125 Конституции Украины Верховный Суд является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, а ст. 36 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено, что Верховный Суд должен обеспечивать постоянство и единство судебной практики. В связи с этим, особое внимание в законе уделено созданию механизмов, которые обеспечат единство практики применения права Верховным Судом.

Одной из новелл Закона от 03.10.2017 № 2147 является введение в КАС Украины такого процессуального института как «образцовое дело». Эту процедуру разработали по примеру «пилотных решений», которые принимает Европейский суд по правам человека.

В частности, под образцовым административным делом понимается типовое административное дело, принятое к производству Верховным Судом как судом первой инстанции для вынесения образцового решения. То есть при наличии признаков типовости дела Верховный Суд принимает его к производству, и такое дело становится образцовым. Признаки типиовости определены в п. 21 ч. 1 ст. 4 КАС Украины. В частности, типовые административные дела — это административные дела, ответчиком в которых является один и тот же субъект властных полномочий (его обособленные структурные подразделения), спор в которых возник по аналогичным основаниям в отношениях, регулируемых одними нормами права, и в которых истцами заявлены аналогичные требования.

Предписаниями ст. 290 КАС Украины регламентировано особенности производства по образцовому делу. В частности, если в производстве одного или нескольких административных судов находятся типовые административные дела, количество которых определяет целесообразность принятия образцового решения, суд, рассматривающий одно или более таких дел, может обратиться в Верховный Суд с представлением о рассмотрении одного из них Верховным Судом как судом первой инстанции. В представлении о рассмотрении дела Верховным Судом образцового дела указываются основания, по которым суд, подает представление, и считает, что дело должно быть рассмотрено Верховным Судом как образцовое, в том числе ссылаясь на типовые дела.

Кроме того, суд, рассматривающий типовое дело, вправе приостановить производство по ходатайству участника дела или по собственной инициативе в случае, если Верховным Судом открыто производство по соответствующему образцовому делу.

В то же время, важно подчеркнуть, что в случае принятия решения в типовом деле, которое соответствует признакам, изложенным в решении Верховного Суда по результатам рассмотрения образцового дела, суд должен учитывать правовые заключения Верховного Суда, изложенные в решении по результатам рассмотрения образцового дела (ч. 3 ст. 291 КАС Украины).

Введение таких понятий, как типичное и образцовое дело, является важным шагом для внедрения судебного прецедента в Украине. Сам факт признания за Верховным Судом права на создание судебного прецедента является шагом вперед на пути развития Украины как социального, правового государства прежде всего потому, что происходит изменение восприятия права и судебной практики в обществе. Судебные решения в образцовых делах приобретают признаки реального носителя объективной информации и источники права.

Прецедентность судебного решения своими корнями уходит в вавилонские традиции обычного права, когда считались недопустимыми различные решения в подобных по обстоятельствам делах. Praecedens — это предварительное судебное решение, метод решения дела, который представляет собой авторитетное правило или пример для решения подобного, аналогичного дела.

Можем подытожить, что прецедентное право — это «динамическое, живое право», которое выполняет основную функцию права — обеспечивать разрешение жизненных ситуаций.

15.02.2018 года Верховный Суд уже принял решение по первому образцовому делу о пересчете пенсии бывшему сотруднику МВД с учетом денежного обеспечения полицейских. По состоянию на 14 марта 2018 года Верховным Судом открыто еще 4 образцовые производства, а в 3-х истребованы материалы типичных дел для решения вопроса об открытии производства по образцовому делу.

Подытоживая вышеизложенное, хотим сказать, что введение таких важных процедурных изменений в КАС Украины в дальнейшем будет способствовать обеспечению предсказуемости и единства правоприменительной практики, быстрому рассмотрению большого количества однотипных дел, уменьшению нагрузки на судей.


По информации отдела обобщения судебной практики Винницкого апелляционного административного суда.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь