Сегодня, 3 ноября 2016 года, ВРУ приняла основу проект Закона «О медиации» №3665. Закон поддержали 238 народных депутатов, 27 воздержались от голосования, и ни один не выступил против.
Законом №3665 предусмотрено:
- ввести институт медиации в Украине;
- определить правовые основы предоставления услуг медиации на профессиональной основе;
- распространить практику мирного решения споров внесудебными методами;
- сбалансировать взаимоотношения между институтом медиации и судебной системой;
- установить принципы и порядок проведения медиации;
- определить статус медиатора;
- установить процедуру проведения медиации во время судебного или третейского разбирательства;
- разработать механизмы контроля за качеством предоставления услуг медиации;
- закрепить принципы государственной политики в сфере медиации.
Согласно проекту, «медиация — альтернативный (внесудебный) метод разрешения споров, с помощью которого две или более стороны спора пытаются в рамках структурированного процесса при участии медиатора достичь согласия для разрешения их спора».
Медиатор в Законе понимается как независимый посредник, который помогает сторонам спора в его разрешении путем медиации. Сторонами медиации могут быть физические, юридические лица и группы лиц, которые стремятся урегулировать свой спор с помощью медиации, а участниками медиации — медиатор (или несколько медиаторов), стороны медиации, их представители, законные представители, переводчик, эксперты и другие лица, определенные по договоренности сторон медиации.
Проектом предлагается установить, что «медиация может применяться в любых конфликтах (спорах), в том числе гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных, административных, а также в уголовных производствах и делам по административным правонарушениям.
Действие этого Закона распространяется на медиацию как в конфликтах между резидентами Украины, так и в спорах с участием нерезидентов, но с условием, что процедура медиации будет проведена на территории Украины.
Медиация может быть проведена на любой стадии процесса — как до обращения в суд (третейский суд), так и во время или после судебного или третейского производства, в том числе во время исполнительного производства.
Если сторона совершила тяжкое или особо тяжкое преступление, медиация может быть проведена исключительно в отношении объема и способа компенсации причиненного этим преступлением вреда.
Проектом также предлагается закрепить гарантии соблюдения прав третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации: предположить, что медиация должна быть прекращена, если спор касается или может затрагивать их права или законные, но по разным причинам привлечь таких лиц к процедуре медиации невозможно.
При этом, опасения относительно возможного затягивания процедуры медиации недобросовестными сторонами являются необоснованными, так как в отличие от третейского или судебного процесса, любая из сторон в любое время может прекратить процедуру медиации.