Президент Украины Петр Порошенко внес на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект №4734 от 30 мая 2016 года «О судоустройстве и статусе судей». Об этом говорится в сообщении пресс-службы Рады.
Отметим, ранее П. Порошенко заявил, что судебная реформа ограничивает влияние президента на судебную систему и деполитизирует ее, а также изменяет систему иммунитетов судей, что позволит привлекать к ответственности судей-коррупционеров.
Петр Порошенко также призвал народных депутатов поддержать изменения в Конституцию в части судебной реформы и новую редакцию Закона «О судоустройстве и статусе судей».
Как сказано в пояснительной записке, в законопроекте предложены изменения относительно статуса судьи, в частности, повышены возрастные и профессиональные цензы к кандидатам на должность судьи, введен конкурсный принцип назначения судьи на должность, уточнены и усилены гарантии независимости и неприкосновенности судей.
Так, на должность судьи может быть назначен гражданин Украины не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет. Он должен быть компетентен, добропорядочен и владеть государственным языком. При этом требование о компетентности должно охватывать не только профессиональный, но и другие аспекты — в частности личный, социальный и тому подобное. Такое конституционное требование конкретизировано в этом законопроекте.
В законопроекте развиты положения изменений в Конституцию Украины относительно внедрения института функционального иммунитета судьи — вместо предусмотренного действующей Конституцией Украины в виде абсолютного иммунитета.
Природа судейского иммунитета при осуществлении правосудия заключается в запрете привлечения судьи к уголовной ответственности за его юридическую позицию, изложенную в решении, поскольку наличие такого исключает независимость судьи и беспристрастность.
В то же время судья должен нести уголовную или дисциплинарную ответственность за преступления (например, получение неправомерной выгоды) и дисциплинарные проступки, которые косвенно могут влиять на юридическую позицию судьи при осуществлении им правосудия. В частности, судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в случае, если он нарушает установленные законом требования к содержанию судебного решения, не дает оценки доводам сторон, не преподносит обоснования своего решения и тому подобное.
Законопроектом предусмотрено, что судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка. Относительно действий, не связанных с выполнением судейских функций, судья будет нести юридическую ответственность в общем порядке.
Согласно законопроекту полномочия по даче согласия на задержание судьи или содержание под стражей или арестом переходят к Высшему совету правосудия. В то же время в законопроекте предусмотрено, что судья может быть задержан до вынесения обвинительного приговора судом без такого согласия, если он задержан при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Законопроектом предлагается упростить систему судоустройства, что создаст предпосылки для разгрузки судов, эффективного рассмотрения дел в разумные сроки. Систему судоустройства будут составлять местные суды, апелляционные суды и Верховный Суд. Для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судоустройства будут действовать высшие специализированные суды.
Законопроект определяет, что высшим судом в системе судоустройства является Верховный Суд. В состав Верховного Суда входят не более двухсот судей, что вдвое меньше по сравнению с общим количеством судей судов кассационной инстанции и Верховного Суда Украины в настоящее время.
В составе Верховного Суда будут действовать пять структурных подразделений: Большая Палата Верховного Суда, Кассационный административный суд, Кассационный суд, Кассационный уголовный суд, Кассационный гражданский суд. В состав каждого кассационного суда входят судьи соответствующей специализации.
Отдельной новеллой законопроекта является создание в системе судоустройства новых высших специализированных судов как судов первой инстанции по рассмотрению определенных категорий дел: Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности и Высшего антикоррупционного суда, пересмотр решений которых будет осуществляться Верховным Судом.
Законопроектом также предусматривается постепенное повышение базовых размеров должностного оклада судьи в 30, 50 и 75 минимальных заработных плат в зависимости от уровня суда.
Кроме того, предлагается к базовому размеру должностного оклада судьи дополнительно применять региональные коэффициенты в зависимости от количества жителей населенного пункта, в котором находится суд.