Как совершить покупку в Интернете с минимальными рисками?
Развитие электронной торговли привело к тому, что покупки с использованием электронных средств связи стали повседневным явлением в нашей жизни.
Совершая покупки через Интернете, потребители не всегда могут быть уверены в том, что описанные качественные характеристики соответствуют действительности. Гарантией качества и ответственности продавца может считаться наличие позитивных отзывов других покупателей. Также более реальной гарантией является предложение продавца оплатить товар при получении его покупателем.
Договор купли-продажи оформляется путем оформления заказа и выставления счета, который может быть оплачен по-разному: при получении, наличными на складе продавца либо курьеру, при помощи расчетной карточки покупателя или электронных денег.
Роль договора будет играть заказ, бланк которого должен содержать все реквизиты, позволяющие идентифицировать продавца, а именно: название субъекта хозяйствования, его код ЕГРПОУ, банковские реквизиты, юридический адрес, ИНН, если продавец является плательщиком НДС.
Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод, что торговлю через Интернет можно отнести к продажам товаров на заказ, которая имеет некоторые особенности, закрепленные в Правилах продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных посещений №103 от 19.04.2007.
Как же регулируется деятельность Интернет-магазинов?
Заключение сделок с помощью социальных сетей регулируется:
- ЗУ «Про электронные документы и электронный документооборот»;
- ЗУ «Про защиту прав потребителей»;
- ЗУ «О защите персональных данных»;
- ЗУ «Про электронные доверительные услуги»;
- ЗУ «Про электронную коммерцию».
Эти законы определяют, что такое: «электронный договор», «электронная сделка», «электронная торговля», «договор, заключенный на расстоянии».
Специальные нормативные акты о деятельности Интернет-магазинов:
- Постановление Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 № 833«Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения»;
- Правила продажи товаров на заказ и вне торговых и офисных помещений, утвержденными приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 103
Условиями действительности заключения сделки являются:
1) содержание сделки; в соответствии с ч.1 ст.203 ГК Украины, содержание сделки не должно перечить закону, а также интересам государства и общества, его моральным основам;
2) наличие сделкоспособности, а именно способности самостоятельно осуществлять принадлежащие человеку права, совершать сделки, приобретая тем самым права и возлагая на себя новые обязанности;
3) соответствие волеизъявления внутренней воле субъекта/ов сделки;
4) форма сделки; большинство сделок в Интернете совершается в форме предоставления согласия на предложенные условия без возможности изменить условия сделки, что можно сравнить с устной сделкой. Также сделки, которые совершаются в Интернете, могут иметь письменную форму;
5) реальность сделки; т.е., сделка должна быть направлена на реальное наступление последствий, которые ей обусловлены.
6) соблюдение требований, установленных законом для данного вида сделок.
Следовательно, сделки, совершенные через Интернет должны соответствовать условиям действительности, перечисленным выше. В противном случае, сделка не может считаться действительной.
Как совершить покупку в Интернете с минимальными рисками?
Договор купли-продажи через Интернет является подвидом традиционного договора купли-продажи, и на него полностью распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей.
Согласно ст. 13 Закона Украины «О защите прав потребителей» перед заключением договоров на расстоянии продавец должен предоставить потребителю информацию о наименовании продавца, его местонахождении и порядке принятия претензии.
Кроме того, ст. 7 Закона Украины «Об электронной коммерции» предусмотрено, что продавец товаров, работ, услуг во время своей деятельности и в случае распространения коммерческого электронного сообщения обязан обеспечить прямой, простой, возможного потребителя к информации о: 1) полном наименовании юридического лица или фамилию, имя, отчество физического лица — предпринимателя; 2) местонахождении юридического лица или месте регистрации и месте фактического проживания физического лица — предпринимателя; 3)адрес электронной почты и/или адрес интернет-магазина.
Согласно Правилам продажи товаров на заказ и вне торговых и офисных помещений, утвержденными приказом Минэкономики Украины от 19.04.2007 г. № 103 продавец должен предоставить Вам информацию о:
1) наименование продавца, его местонахождение и порядок принятия претензии;
2) основные характеристики товара;
3) цену, включая плату за доставку, и условия оплаты;
4) гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом товара;
5) другие условия поставки или выполнения договора;
6) минимальную продолжительность договора, если он предусматривает периодические поставки товара;
7) стоимость услуг связи, если она отличается от предельного тарифа;
8) период принятия предложений;
9) порядок расторжения договора.
Проблема в том, что покупая товар через интернет, потребители редко думают о том, как связаться с магазином, если их не устроит покупка. А Интернет-магазин, как и любой другой, должен иметь юридический адрес. На сайте магазина (или в аккаунте в соц.сетях) должен быть также указан телефонный номер.
Обычно именно из-за этого и возникают настоящие проблемы, связанные с обменом, возвратом товара, и гарантийными обязательствами продавца. Электронная переписка должна содержать всю необходимую информацию для идентификации продавца и должна быть заверена нотариально, для использования в качестве доказательства в суде.
Кроме того, на сайте должны быть прописаны условия доставки. Покупка должна оплачиваться только после ее получения, проверки на наличие всех предметов и отсутствие брака.
Исходя из этого, для минимизации рисков потребитель может попросить у продавца фото следующих документов:
- ИНН и фото паспорта или регистрацию юр.лица;
- Фото товара с датой (если покупка совершается на ОLX, к примеру);
- Приложить к товару накладную с подписью и датой отправки, в которой указано какой именно товар заказал покупатель.
Безусловно некоторые продавцы будут отказывать в документах, но являются ли они добросовестными, если хотят скрыть эти данные?
Что делать, если товар уже оплачен, а продавец пропал?
1) Прежде всего, нужно обратиться в банк, который обслуживает карты либо текущий счет мошенников, и потребовать заблокировать их.
2) Нужно связаться со своим банком, и сообщить службе поддержки о проблеме. Предоставить данные получателя, номер его карты/счета, ФИО, сумму и дату (а лучше всего, точное время) банковского перевода.
3) Далее написать в правоохранительные органы заявление о факте мошенничества, по которому будет открыто уголовное производство. Чем больше подробностей будет указано в заявлении, тем лучше (переписки, документы, подтверждающие перечисление денег, скриншот страницы, где было размещено объявление (его необходимо сделать заранее, т.к. впоследствии мошенник может его удалить) и т.д).
4) Кроме того, можно обратиться в департамент киберполиции Национальной полиции, который занимается расследованием данной категории дел. Его сотрудникам следует предоставить контактные и паспортные данные пострадавшего и описать историю как можно детальнее.
Можно сделать вывод, что для потребителя совершить покупку в Интернете намного удобнее, быстрее и чаще всего выгоднее, чем в традиционном магазине, а для предпринимателя организовать продажу в Интернете намного легче, так как отпадает потребность в аренде магазина, оплате труда сотрудников и других организационных вопросах. Именно поэтому, вопрос правового регулирования Интернет-торговли является достаточно актуальным на сегодняшний день.