Ответственность за торговлю людьми или иную незаконную сделку в отношении человека предусмотрена статьей 149 Уголовного кодекса Украины. Отдельные положения этой статьи, в частности определение понятия «торговля людьми», не соответствуют положениям Конвенции ООН против национальной организованной преступности и Протокола к ней о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.
Так, положениями национального законодательства, в частности статьей 149 УК не дано четкого определения понятию «торговля людьми», что затрудняет правоприменение этой статьи УК Украины на практике. Зато, предусмотренная статьей 149 УК Украины уголовная ответственность за деяния, предусмотренные этой статьей, не согласуется с международным законодательством.
В связи с этим проектом Закона Украины «О внесении изменений в статьи 149 Уголовного кодекса Украины (относительно приведения в соответствие к международным стандартам)», зарегистрированным в ВРУ №6243 предлагается определить три составляющие объективной стороны этого состава преступления и предусмотреть, что торговлей людьми являются:
1) вербовка, перемещение, перепрятывание, передача или получения человека;
2) совершены с целью эксплуатации;
3) с использованием обмана, мошенничества, шантажа, уязвимого состояния лица, принуждения, либо путем подкупа третьего лица для получения согласия на эксплуатацию человека.
Не менее важным является вопрос установления на национальном уровне нормы, предусматривающей ответственность за торговлю людьми независимо от наличия согласия жертвы на будущую ее эксплуатацию, если к ней был применен любой из мер воздействия (то есть обман, шантаж, угроза насилием и тому подобное).
Указанный подход будет соответствовать положениям пункта b статьи 3 Протокола, в которой предусмотрено, что согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если было использовано любое из средств воздействия.
Напоследок следует обратить внимание, что положения статьи 149 УК Украины не предусматривают усиленной ответственности в случае совершения указанного преступления:
- в сочетании с похищением жертвы;
- родителями, усыновителями, опекунами или попечителями в отношении несовершеннолетнего;
- преступной организацией.
Так что проектом предлагается усовершенствовать эти положения следующим образом:
- дать определение понятию торговля людьми с учетом положений протокола к ней о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее – то есть вербовка, перемещение, перепрятывание, передача или получения человека, содеянные с целью эксплуатации, с использованием обмана, мошенничества, шантажа, уязвимого состояния лица, принуждения, либо путем подкупа третьего лица для получения согласия на эксплуатацию человека.
- установить, что ответственность за вербовку, перемещение, перепрятывание, передачу или получение человека по этой статье наступает независимо от наличия согласия этого человека на эксплуатацию, если к ней был применен любой из мер воздействия;
- установить, что квалифицирующими признаками состава этого преступления, кроме уже имеющихся, является его совершение:
- — в сочетании с похищением жертвы;
- — родителями, усыновителями, опекунами или попечителями в отношении несовершеннолетнего;
- — преступной организацией.
Принятие этого Закона позволит усовершенствовать законодательное регулирование вопроса торговли людьми и привести его в соответствие с международными стандартами.