3 апреля 2018 года вступил в силу новый польский закон о Верховном суде, в соответствии с которым возраст выхода на пенсию судей Верховного суда был снижен до 65 лет.
Новый возрастной ценз применяется с даты вступления в силу этого Закона, в том числе в отношении судей этого суда, назначенных до этой даты. Судьи Верховного Суда могут продолжать свою судебную службу после 65 лет, но это зависит от представления заявления, указывающего на желание соответствующего судьи продолжать выполнять свои обязанности, и справки о том, что состояние его здоровья позволяет ему служить, а также при согласии Президента Республики Польша. Давая это согласие, Президент Республики Польша не будет связан каким-либо критериями, и его решение не будет зависеть от какой-либо формы
судебного контроля.
Таким образом, согласно Закону, действующие судьи Верховного суда, достигшие 65-летнего возраста до вступления в силу этого Закона 3 апреля 2018 года или не позднее 3 июля 2018 года, должны были уйти в отставку 4 июля 2018 года, если только они не представили такое заявление и соответствующую справку до 3 мая 2018 года включительно, а президент Республики Польша предоставил им разрешение продолжать службу в Верховном суде.
Что касается судей Верховного суда, которые достигли возраста 65 лет в период с 4 июля 2018 года по 3 апреля 2019 года, они должны уйти в отставку 3 апреля 2019 года, если они не предоставят необходимое заявление и справку до 3 апреля 2019 года и президент Республики Польша дает им разрешение продолжить работу в Верховном суде.
Что касается судей Верховного суда, назначенных в Верховный суд до 3 апреля 2018 года и достигших возраста 65 лет после 3 апреля 2019 года, то их продолжение активной службы после 65 лет регулируется общими правилами, а именно представлением заявления, справки и согласие Президента РП.
2 октября 2018 года Комиссия подала иск в Суд ЕС в связи с неисполнением обязательств. Комиссия считает, что, во-первых, понизив пенсионный возраст и применив этот новый пенсионный возраст к судьям, назначенным в Верховный суд до 3 апреля 2018 и, во-вторых, предоставив президенту Республики Польша право расширять действующую судебную службу судей Верховного суда, Польша нарушила законодательство ЕС.
В ожидании решения Суда Комиссия просила Суд в контексте промежуточного разбирательства приказать Польше принять следующие временные меры:
- приостановить применение положений национального законодательства, касающихся снижения пенсионного возраста, для судей Верховного суда;
- принять все необходимые меры для обеспечения того, чтобы судьи Верховного суда, имеющие отношение к рассматриваемым положениям, могли продолжать выполнять свои обязанности на той же должности, сохраняя при этом тот же статус и те же права и условия труда, что и до Закона о Верховном суде, вступившем в силу;
- воздерживаться от принятия каких-либо мер, касающихся назначения судей в Верховный суд для замены судей Верховного суда, которых касаются оспариваемые положения, или любых других мер, касающихся назначения нового первого председателя Верховного суда, или указания лица, исполняющего обязанности председателя;
- информировать Комиссию не позднее, чем через месяц после получения уведомления о постановлении Суда, и каждый месяц после этого обо всех мерах, которые приняты или планируются.