Сильная и независимая судебная власть – необходимый элемент любого демократического государства, поэтому судебная реформа является крайне важной для его развития. Такое мнение — высказала адвокат Адвокатской компании «СТАТУС» Ирина Шуфрич из города Николаев.
Президент Петр Порошенко еще в конце 2017 года издал ряд указов об оптимизации судов, согласно которым должны были ликвидироваться местные суды и создаваться новые окружные суды. Однако этот процесс оптимизации так и не был завершен.
В свою очередь, действующий президент Владимир Зеленский поставил задачу на 2021 год начать «глобальную» судебную реформу.
Комиссия по вопросам правовой реформы разработала и передала Президенту на рассмотрение Стратегию устойчивого развития судебной системы на 2021 — 2025 годы. Стратегия предлагает пути решения пяти основных блоков вопросов, связанных с реформированием системы правосудия.
Один из блоков касается«улучшения механизмов доступа граждан к правосудию» и предлагает проведение аудита системы местных судов, по результатам которого проведут оптимизацию сети местных судов с учетом административно-территориальной реформы, экономической обоснованности и учета спроса на судебные услуги.
По существу, оптимизация — это способ усовершенствования структуры, компонента, части системы, процесс максимизации выгодных характеристик, соотношений и минимизации расходов.
Таким образом, планируемая оптимизация судов должна основываться на балансе между доступностью суда для граждан, уменьшением расходов государства и обеспечением максимально высокого уровня предоставления судебных услуг.
Реорганизация судов путем оптимизации предоставит ряд положительных результатов:
- Улучшение механизма доступа к правосудию граждан. На сегодняшний день продолжается успешное развитие электронного судопроизводства. Например, граждане обеспечены правом участвовать в судебных заседаниях в режиме видеоконференции, подавать заявления и доказательства в электронной форме и т.д.
- Экономия бюджетных средств и финансирование необходимых расходов.Удастся сэкономить не только на административных должностях, а и на растратах, которые касаются ремонтов помещений, капитального строительства, обустройства залов судебных заседаний. Сэкономленные средства могут быть направлены на материально-техническое обеспечение судов.
- Быстрое рассмотрение дел и соблюдение разумных сроков судебного рассмотрения.
- Улучшение работы судов, в частности, создание единой судебной практики.
- Увеличение доверия граждан как к судам, так и государству в целом.
Думаю, что этот перечень не является исчерпывающим, поскольку практика более полно покажет результаты.
На сегодня мы уже имеем положительный опыт оптимизации судов в таких городах как Херсон, Винница, Хмельницкий, Луцк, Тернополь, Ивано-Франковск, Ужгород.
Вопрос оптимизации судов Украины является чрезвычайно актуальным, обсуждается в экспертных и профессиональных кругах, освещается СМИ, к нему приковано внимание общественности.
Что же на счет мнения адвокатов как активных участников различных судебных процессов?
Все мы знаем, что время – это деньги. И главный враг времени — это дорога, требующая еще и транспортные затраты, между судами, которые могут находиться в разных районах города. Ожидание судебного процесса, подача документов, ознакомление с материалами дела также могут отнимать много времени.
Думаю, является очевидным вывод, насколько оптимизируется рабочее время адвоката в случае, если все заседания за день будут проходить в одном здании местного окружного суда.
Процесс оптимизации судебной системы— нелегкий и кропотливый труд, который требует времени, четкого определения эффективных действий и их реализации.
Дальнейшим шагом после рассмотрения Стратегии на 2021 — 2025 годы будет подготовка плана действий по ее реализации с определением конкретных исполнителей и сроков. Главное, что вектор на развитие судебной системы уже взят, осталось дождаться проявления позитивных результатов.