Запущена очередная судебная реформа. Несмотря на многочисленные дискуссии и споры в юридических кругах, обращения юридических ассоциаций, позиции адвокатов и представителей высших учебных заведений относительно неконституционности отдельных положений законопроектов № 3711-д и № 5068, все же они были приняты парламентом и соответствующие законы были подписаны Президентом Украины.
Своё мнение относительно очередной судебной реформы и реализации подписанных Президентом законопроектов, высказал Александр Рябец, управляющий партнер ЮК «Legal partner», адвокат, председатель правления ОО «Союз юристов Одесской области».
По моему убеждению, существует большая вероятность, что Конституционный Суд Украины признает нормы этих законов такими, которые не соответствуют Основному Закону государства. Ведь в таком случае будет заблокирована работа Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей на неопределенный срок. Следует напомнить, что в результате катастрофической ситуации, сложившейся с неработающей почти два года ВККСУ, пока мы наблюдаем кадровый голод в судах и огромная нагрузка действующих судов. Однако, самое страшное — это проблема доступа обычных граждан к правосудию.
Фактически Закон 1635-IX (законопроект № 5068) наделяет Этический совет неконституционными полномочиями, в частности, правом решающего голоса международным экспертам устанавливать соответствие кандидата на должность члена Высшего совета правосудия. Реформирование системы правосудия с участием международного элемента не является гарантией успеха. А наоборот характеризует как легкомысленное отношение к независимости судебной власти в частности и государственного суверенитета Украины в целом.
Стоит заметить, что Закон № 1629-IX (законопроект №3711-д) также предоставляет фактический решающий голос международным экспертам, об избрании членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
Таким образом, складывается ситуация, когда создается вероятность блокировки нормальной работы органов системы правосудия, ставит под угрозу существование судебной власти в целом.
В то же время, согласно нормам законов, заметное вмешательство в деятельность судебной власти, в свою очередь, должна быть независимой. Ведь, судебная власть и суды не должны нести кардинальных изменений, поскольку это является посягательством на принципы верховенства права, демократии, разделения властей, независимости судей и другие конституционные ценности.
Безусловно, совершенствование работы Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей Украины необходимы. Однако, проанализировав Законы, которые якобы предусматривают «перезагрузки» этих органов, вызывает значительное беспокойство насчет соответствия некоторых их норм Конституции Украины.
Хочу отметить, что в Украине перманентная судебная реформа продолжается уже 30 лет. Это связано с тем, что каждая новая власть, критикуя действия своих предшественников, пытается найти «крайних» и начинает новую судебную реформу. По моему мнению, сегодняшняя судебная система далеко не худшая среди развитых стран.
Обращаясь с иском в суд, важно иметь правильную и законную правовую позицию и профессиональных адвокатов. И даже в таком случае, проигравшая процесс сторона — будет недовольна судом и начнет придумывать причины для обоснования своего проигрыша.
Надеюсь, что судебная власть выдержит испытания «судебной реформы».