Самое важное — не обвинить кого-то в ошибке, а поскорее узнать, что же вызвало ошибку

Акио Морита ,

японский предприниматель, основатель корпорации Sony



После декларации проевропейского вектора развития, Украина во весь голос заявила о приверженстве к реформам. Накопившие проблемы вынудили новое правительство наметить множество реформ: план развития Украины «Стратегия-2020» включает в себя 62 реформы (!). Из них некоторые были осуществлены, некоторые в процессе, а некоторые и в корне были обречены на провал.

Мораторий на продажу сельхоз земель самый проблемный и противоречивый из сегодняшних проблем, ему уже 18 лет и в конце этого года он будет продлен в юбилейный 10-й раз. Из-за этой проблемы правительству страны ни раз прошлось выслушать упреки от иностранных партнеров, на эту тему высказано множество мнений, среди них есть как серьезные соображения, так и чистой воды популистические.

Из многочисленных мнений про мораторий, особое внимание надо заострить на позиции должностных лиц, особенно «отраслевых», одним из которых является Максим Мартынюк, Первый замминистра Аграриев. Его соображения заслуживают особого внимания, так как они выражают позицию правительства, или же в перспективе могут оказаться в ВРУ в виде законопроектов.

До анализа позиции М.Мартынюка, надо вспомнить как сам факт просрочки аграриями даты представления правительству жизненно-важного законопроекта «Об обороте земель» (до 01.03.2017), так и его комментарий, что ВРУ не готова к обсуждению этого вопроса: «… мы ждем момента, когда Верховная Рада будет готова рассматривать его.» («Внесение законопроекта об обороте сельхозземли откладывается из-за отсутствия его поддержки в ВР – Минагропрод», 26.10.2017). А для анализа его позиции рассмотрим две «свежие» публикации Главного агрария: «Максим Мартинюк: У земельному питанні нас останні 17 років лякали міфами.» (интервью, 09.10.2018), и «Рынок земли: как бороться со спекулянтами» (18.09.2018).

В интервью М.Мартынюк выражает мнение, что: «На жаль, ринок землі перетворився із економічного питання в суто політичне.», с которым никак не могу согласиться: правда, проблема приняла политический оттенок, но никак не «чисто политический», она однозначно экономического типа и со временем будет еще усугубляться. Да, политические силы стараются мораторий использовать для политического очковтирательства (тем более что в 2019 году две выборы), но это благодаря неумению правительства решить упомянутую проблему. Если вспомнить что мораторий является одной из причин отказа МВФ-ом выделения очередного транша год назад, а также- претензией со стороны иностранных партнеров, как раз правительство заинтересовано в скорейшем и оптимальном решении проблемы. Но, какая политическая сила в Украине решится и подпишет документ, отменяющий мораторий, когда около 60% населения страны против его отмены?  Ведь из-за действия моратория на протяжении более 25 лет на 70% угодий сформировалось «квазисобтвенность», своего рода «двоевластие» государство/пайщики, что может стать причиной серьезного конфликта («Бомба замедленного действия под кодовым названием МОРАТОРИЙ»,  06.06.2015).

Респондент приводит информацию, что в рамках кампании участникам «фокус-группы» разъяснили ограничения модели рынка земли- гражданам Украины в одни руки 200га, а фермерам- 800га и т.д.. По его словам, итог проведенной работы более чем впечатляющий: если на начальном этапе против рынка были 70% членов группы, то в конечном итоге эта цифра снизились до 25%. Для ясности было бы желательно, хотя бы в двух словах привести интересную информацию: численность и профессии членов «фокус-группы», продолжительность встреч и район/область. При таких общениях и за чашкой чая (coffee brake) между сторонами слаживаются дружеские отношения и во время опроса, респонденты, с мыслей «а мне по чем»,  придерживаются позиции тренеров. Анализируя данные, приведенные М.Мартынюком, у меня рождается вопрос: что мешает аграриям Украины достичь такой же итог среди депутатов ВРУ и убедить их принять закон «Об обороте земель» и отменить мораторий?

Я согласен с респондентом, с тревогой отмечающим факты двойного и тройного переоформления арендных договоров на паевые земли, но, даже при отсутствии цифровой кадастровой информации (кадастровых карт), можно было бы избавиться от этой проблемы («Как халатное бездействие провоцирует противозаконные действия» 09.02.2018). Я согласен с ним и в том, что нет ничего проблематичного в передачи земель с отягощениями, но при условии, что информация до заключения договора  должна быть исчерпывающей, без «сюрпризных» последствий.

Но, что меня насторожило в интервью, это две проблемы: силового давления (1) и выкуп паевых участков (2). Они явно вырисовываются в интервью М.Мартынюка:

«Я впевнений, що ми знайдемо відповідь на всі питання, мінімізуємо ризик рейдерства, силового тиску і тому подібне.»;

«Коли спілкуєшся з фермером, і пояснюєш йому, що ніякий агрохолдинг нікуди не прийде, в одних руках буде лише 200 гектарів або навіть ще менше, і окрім тебе нікому більше не продадуть – вони все розуміють, і наче не проти, але питають – а де ж я гроші візьму на ці 200 гектарів? Це питання справедливе, бо зараз на тіньовому ринку ціни коливаються до 3 тисяч доларів за гектар.»;

«Не стоїть питання, хто продаватиме землю, питання —  хто купуватиме.»

Первая проблема- проблема давления: из сложившихся ситуации почти неизбежна и она будет исходить со стороны государства, но она будет не «силового» типа, а «правового». Ведь влияние государства на лицо и на сегодня, многолетнее старание государства стать «сособственником» им же выданных паевых земель увенчались успехом и все привыкли к мысли/реалии, что пайщики без государства не смогут распорядиться своей собственностью. Паевые земли на сегодня в аренду выданы не по воле собственников, такое же может случиться и при их продаже после отмены моратория. На такую мысль наталкивает сказанное Мартынюком, что: главный вопрос «хто продаватиме землю, питання —  хто купуватиме», и уверения фермерам, что- «окрім тебе нікому більше не продадуть». На большинство населения (кроме пайщиков) успешно будет работать аргумент: земли будут покупать только украинские юридические /физические лица, а у иностранцев не будет доступа.

А вторая проблема- проблема финансирования: может стать куда более серьезнее, чем отсутствие закона «Об обороте земель», тем более, что как отмечает Мартынюк, для обеспечения дешевыми кредитами фермеров «… потрібно прийняти закон із робочою назвою «Про фінансово-кредитну підтримку ринку землі». Тобто, має з’явитись державна установа, кредитна агенція, яка компенсуватиме кредитну ставку при купівлі землі.» Здесь вырисовывается две трудно решаемые проблемы- колоссальная сумма на долгосрочные кредиты и реанимация земельного банка, который бесславно просуществовал всего лишь два года (2012-14).

Для практического и законодательного осуществления, мне из вон выходящим кажется идея Первого зам министра, что «Если купил и через год продаешь земельный массив, будь добр заплатить в бюджет 50% его стоимости» (Рынок земли: как бороться со спекулянтами, 18.09.2018). Такой подход может спровоцировать фиктивные договора, что явно не будут способствовать формированию полноценного и цивильного рынка.

Отмена моратория и формирование полноценного земельного рынка нельзя осуществить просто и быстро, тут явно не обойтись приемом законов «Об обороте земель» и «Про фінансово-кредитну підтримку ринку землі», эта проблема гораздо многогранная и глубокая, чем она кажется украинским должностным лицам. Чтоб решить проблему, надо осознать в чем она состоит.  Рынок земли такой же обыкновенный, как и все другие рынки, не надо для него создавать тепличные условия, это излишне. Не для показухи должны быть разработаны прозрачные, актуальные и рациональные законы, которые будут работать без помех, они смогут искоренить коррупцию и теневые отношения.

Анализируя состояние дел и мнения должностных лиц по «земле», к решению проблемы отношусь скептически. Более трех лет назад, до первого продления после календарного финиша моратория я высказал мнение: «Но, мое профессиональное чутье подсказывает: он (мораторий- прим.авт.) непременно будет продлен и этому не будет конца!» («Как Украина из лидера земельной реформы превратилась в аутсайдера», 25.09.2015). И, к моему сожалению оно сбылось. Учитывая мнение вышеупомянутого высокопоставленного лица аграриев, с убедительностью можно сказать- в конце года мораторий будет продлен в очередной раз. А другого и нельзя ожидать, когда снятие моратория сводится лишь на полное комплектование кадастровых данных и принятие копирующих друг друга законов. Украина обязана и ей под силу решить эту проблему, главное- желание на это со стороны государства, в таком случае она займет достойное место в ряду цивильных европейских государств.

Кахабер Карели,

доктор экономических наук, эксперт по земельным вопросам

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here