Неплатежеспособные банки и благотворительные организации предлагают освободить от судебного сбора

0
441

В ВРУ зарегистрирован Проект Закона №5316 о внесении изменений в Закон Украины «О судебном сборе» (относительно освобождения от уплаты судебного сбора по искам банков, отнесенных к категории неплатежеспособных по вкладам физических лиц-вкладчиков, благотворительных пожертвований и поступлений по проектам международной технической помощи).

Законопроект разработан с целью эффективной защиты вкладов физических лиц-вкладчиков, благотворительных пожертвований, средств по проектам международной технической помощи, недопущения безосновательного взыскания средств по искам физических лиц-вкладчиков, благотворительных организаций и общественных объединений, имеющих статус неприбыльных.

Инициаторы законопроекта предлагают внести изменения в часть первую статьи 5 Закона Украины «О судебном сборе», в частности, предлагается дополнить статью 5 новым пунктом 18  следующего содержания: физические лица-вкладчики, благотворительные организации, общественные объединения, имеющие статус неприбыльных, исполнители, соисполнители, доноры, реципиенты, бенефициары, координаторы, другие субъекты проекта (программы) международной технической помощи, которая зарегистрирована в порядке, утвержденном Кабинетом министров Украины, по искам к банкам, отнесенных к категории неплатежеспособных, временных администраций таких банков или Фонда гарантирования вкладов физических лиц. »

В пояснительной записке говорится о том, что одной из категорий юридических лиц, которая стала жертвой разрушения банковской системы, являются благотворительные организации. Особенностью этих организаций является то, что в отличие от физических лиц и компаний, благотворительные учреждения хранят на счетах не собственные средства, а средства международных и отечественных доноров, которые перечисляются им для выполнения четко определенных социальных или благотворительных программ / проектов.
Единственным способом защиты прав указанных благотворительных организаций является обращение в суд. Категории споров благотворительных организаций с банками отнесенными к категории неплатежеспособных, а также споров с Фондом гарантирования вкладов физических лиц, о взыскании денежных средств относятся к имущественным, а по подведомственности  — к хозяйственным судам. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Закона Украины «О судебном сборе», ставка такого сбора за подачу указанного иска составляет 1,5 процента от цены иска, но не более 150 размеров минимальной заработной платы (то есть
217 500,00 грн.). В приведенной категории дел, на практике суды не освобождают истцов от уплаты судебного сбора. Поэтому складывается ситуация в которой благотворительные организации вынуждены тратить значительные суммы благотворительных взносов не по их целевому назначению, а в качестве оплаты за доступ к правосудию.
Следует отметить, что Европейский суд по правам человека неоднократно указывал, что судебный сбор должен быть таким, что, с учетом финансового положения заявителя может быть им оплачен. В свою очередь размер судебного сбора, не учитывает финансовое положение стороны расценивается как таковой, что ограничивает право на доступ к правосудию (Решение ЕСПЧ по делу «Георгел и Георгета Стоическу против Румынии»).
Таким образом, действующее законодательство не только не защищает вклады физических лиц-вкладчиков, благотворительные пожертвования и полученную Украины международной технической помощи, но и делает невозможным доступ физических лиц-вкладчиков, благотворительных организаций к правосудию, что может привести с одной стороны к ряду решений ЕСПЧ против Украины и возложение обязательств, по возмещению на Государственный Бюджет, а с другой стороны к ответственности Правительства Украины за нарушение международных соглашений.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь