Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда рассмотрел административный иск народного депутата Украины Мураева Евгения к Президенту Украины. Он просил признать бездеятельность относительно неподписания закона противоправной и обязать совершить определенные действия.
Истец обратился в суд с иском, в котором просил признать противоправной бездеятельность Президента относительно неподписания Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» относительно гарантирования государственных вкладов физических лиц», направленного на подпись Президенту Украины 22 декабря 2016. Кроме этого, он требовал обязать его подписать и официально обнародовать этот закон.
Верховный Суд закрыл производство по административному делу, поскольку это дело не подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства.
Коллегия судей отметила, что для того, чтобы спор принадлежал к юрисдикции административного суда, необходимо установить наличие определённых в Кодексе административного судопроизводства Украины признаков публично-правового спора.
Первый признак – участие стороны, осуществляющей публично-властные управленческие функции.
При этом в решении указано, что понятие «публично-властной управленческой функции» в законодательстве не раскрыто. Суд принял во внимание пункт 2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 17 октября 2002 №17-рп / 2002, в котором указано, что участниками законодательного процесса являются, в частности, Президент Украины и Кабинет Министров.
Также Суд учёл правовой вывод, указанный в Постановлении Верховного Суда Украины от 3 февраля 2016 года, о том, что Верховная Рада при рассмотрении и принятии законов и Президент при их подписании или воздержании от их подписания не выполняют властных управленческих функций, а реализуют свои полномочия по законодательной деятельности.
Таким образом, определяя границы понятия «публично-властной управленческой функции» в контексте предмета спора, Верховный Суд пришел к выводу, что отношения по подписанию закона Президентом Украины или его возвращению с замечаниями – часть единого законотворческого процесса, который включает все стадии: от законодательной инициативы до обнародования закона.
Учитывая это, юрисдикция административных судов не распространяется на споры о признании противоправными действий при принятии законов, при воздержании от их подписания или обнародовании.
Отметим, что Конституция Украины прямо не предусматривает, как действовать в ситуации, когда Президент не подписывает закон и не возвращает его с замечаниями в Верховную Раду. Однако правовую неопределенность в этой ситуации необходимо устранять во внесудебном порядке, поскольку на эти отношения юрисдикция административных судов не распространяется.