Каждый человек, который обратился для получения медицинской помощи , и которому такая помощь оказывается, имеет законодательно определенные права и может рассчитывать на эффективную защиту своих прав со стороны государства, разъясняет Минюст.
В перечень таких прав можно отнести следующие:
— право на обращение за медицинской помощью, на квалифицированное обследование и лечение, на выбор врача и учреждения здравоохранения, на получение достоверной информации о личном состоянии здоровья, на получение другой, гарантированной законом информации , право на врачебную тайну, согласие на медицинское вмешательство и другие.
- Но всегда ли у нас есть возможность в полной мере воспользоваться правами, гарантированными законодательством, в том числе в сфере здравоохранения?
Если права пациента нарушены, он имеет возможность обратиться к должностным лицам учреждения здравоохранения с целью выражения своих предложений, замечаний или жалоб относительно деятельности медицинских работников, нарушающих его права. - Жалобу по поводу нарушения прав пациента может быть подано как в устной так и в письменной форме, одним лицом или группой лиц (коллективно).
Для эффективного и надлежащего рассмотрения жалобы, в ней должны быть указаны ✍️ следующие реквизиты: фамилия, имя, отчество, место жительства пациента, который жалуется, суть затронутого вопроса. Очень важно точно указать конкретные факты нарушения прав пациентов и сформулировать четкие и понятные требования в жалобе. В случае подачи жалобы в письменной форме, она должна быть подписана жалобщиком с указанием даты. Электронную почту, на которую ожидается получение ответа, или другие средства связи необходимо указывать в случае подачи жалобы в электронной форме. - 📌 С обращением о нарушении прав можно обратиться к руководителю учреждения здравоохранения.
📌 В случае невозможности или нежелания медицинского учреждения устранить выявленные нарушения, у пациента есть возможность обратиться в соответствующие компетентные органы власти в сфере здравоохранения, например, в департамент здравоохранения местной государственной администрации, в пределах территориальной юрисдикции которого произошло нарушение прав пациента. - 📌 Также, лицо, считающее, что его права как пациента нарушены, вправе обратиться непосредственно в Министерство здравоохранения Украины. Соответствующее обращение можно подать, обратившись на горячую линию Министерства здравоохранения Украины: 📞 0800 50 52 01 или заполнив электронную форму для обращения граждан:
🌐 https://moz.gov.ua/zvernennja-gromadjan.
📌 В случае нарушения прав пациента, связанных с качеством медицинских препаратов, лекарственных средств или техники, целесообразно обратиться к Государственной службе Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (🌐 https://www.dls.gov.ua/).
📌 Дополнительным способом внесудебной защиты прав пациента является парламентский контроль, в том числе за соблюдением прав человека, который осуществляется Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека (http://www.ombudsman.gov.ua/). Таким образом, обращение к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека по поводу нарушения гарантированных законодательством прав в сфере здравоохранения может и положительно повлиять на ситуацию в случае принудительного лечения, учитывая право данного должностного лица на посещение заведений принудительного лечения, психиатрических заведений , психоневрологических интернатов и других подобных мест без предварительного уведомления о времени и месте и цели посещения. - Если внесудебный механизм не дал никаких результатов или нецелесообразен в конкретных обстоятельствах, может быть применен 🧑⚖️ судебный механизм. О нем читайте у нас на сайте: https://bit.ly/3qub6yk
⚠️ Помните, что независимо от механизма, который применяется для защиты прав пациента, большое значение имеет фиксация факта нарушения прав и сбор доказательной базы, которая подтверждает такой факт, и размер суммы ущерба, причиненного этим нарушением. Фиксировать и собирать доказательства уместно любым допустимыми законом способами в виде письменных, вещественных, электронных доказательств (справки, письма, в том числе электронные, элементы лекарственных средств или техники), заключений экспертов, показаний свидетелей и тому подобное.