Представители Верховного Суда неоднократно указывали, что на судей Верховного Суда в целом и членов Большой Палаты частности, существует чрезмерная нагрузка со ссылкой на отдельных членов Большой Палаты Верховного Суда, которые рассматривают более 200 дел год.
Народные депутаты решили не оставаться в стороне и разобраться с этой проблемой, зарегистрировав новый Проект Закона о внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины относительно обеспечения равномерной нагрузки на судей Большой Палаты Верховного Суда и Кассационного административного суда в составе Верховного Суда.
С 15.12.2017 (т.е. более чем за два года работы ОП ВС) в разрезе рассмотренных дел по существу судья Лобойко Л.М. был докладчиком (на которого, как правило, возложена подготовка материалов дела к рассмотрению, доклад по делу в БП ВС и изготовление полного текста постановления) в 6 делах, судья Британчук В.В. — в 7 делах, судья Антонюк Н.А. — в 10 делах, судья Яновская О. — в 10 делах в то время как, например, судья Прокопенко А.Б. была докладчиком в более 400 делах, судья Золотников А.С. — в более 300 делах.
То есть, несложные арифметические подсчеты дают следующие усредненные показатели нагрузки на судью Большой Палаты Верховного Суда в 2018-2019 годах.
Инициаторы законопроекта считают, что существование ситуации, в которой один судья одного суда является судьей-докладчиком (на которого, как правило, возлагается обязанность подготовки проекта текста постановления) в 66 раз большем количестве дел, чем его коллега, является несправедливым. Это создает чрезмерную нагрузку на одних судей за счет отсутствия нагрузки других, не способствует своевременности как разрешения споров, так и изготовлению полных текстов судебных решений. Бывают случаи изготовления (появления в ЕГРСР) полных текстов постановлений Большой Палаты через полгода после их вынесения, что не способствует авторитету этого органа.
Необходимо отметить, что, например, автоматизированное распределение жалоб на решения Высшего совета правосудия, принятые по результатам рассмотрения жалоб на решения ее Дисциплинарной палаты, а также апелляционных жалоб, подлежащих рассмотрению Большой Палатой Верховного Суда осуществляется только в отношении судей, административной юрисдикции.
Приведенное создает дополнительную разницу в чрезмерной нагрузке между судьями.
В то же время, как статус, так и оплата труда членов Большой Палаты Верховного Суда одинаковой, все судьи участвуют в обсуждении и решении всех дел.
Проектом вносятся изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины.
Предлагается определить, что автоматизированное распределение жалоб на решения Высшего совета правосудия, принятые по результатам рассмотрения жалоб на решения ее Дисциплинарной палаты, а также апелляционных жалоб, подлежащих рассмотрению Большой Палатой Верховного Суда осуществляется между всеми судьями Большой палаты Верховного Суда.
Также предлагается уменьшить с пяти до трех минимальный состав суда для рассмотрения дел, рассматриваемых Кассационным административным судом, как судом первой инстанции, а распределение таких дел между судьями Кассационного административного суда в составе Верховного Суда осуществляеть без учета специализации судей.