В соответствии со статьей 129 Конституции Украины одним из основных принципов судопроизводства является обеспечение права на апелляционный пересмотр дела и в определенных законом случаях — на кассационное обжалование судебного решения. То есть по Конституции Украины обязательным является именно апелляционный пересмотр.

Эта правовая норма также корреспондирует с пунктом 6 части третьей статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Украины, согласно которому с принципами административного судопроизводства отнесено обеспечение права на апелляционный пересмотр дела, а также статьей 13 настоящего Кодекса, которой определено право участников дела, а также лиц, не участвовавших в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободах, интересах и (или) обязанностях, на апелляционный пересмотр дела и в определенных законом случаях — на кассационное обжалование судебного решения.

Приведенные положения законодательства позволяют сделать вывод, что решение апелляционного суда являются окончательными и пересмотру в кассационном порядке не подлежат, за исключением отдельных случаев.

Перечень таких случаев предусмотрен пунктом 2 части пятой статьи 328 КАС Украины, согласно которой судебные решения по делам незначительной сложности не подлежат кассационному обжалованию, кроме случаев, если: а) кассационная жалоба касается вопроса права, который имеет фундаментальное значение для формирования единой правоприменительной практики; б) лицо, подающее кассационную жалобу, в соответствии с настоящим Кодексом лишено возможности опровергнуть обстоятельства, установленные обжалуемым судебным решением, при рассмотрении другого дела; в) дело представляет значительный общественный интерес или имеет исключительное значение для участника дела, который подает кассационную жалобу; г) суд первой инстанции отнес дело к категории дел незначительной сложности по ошибке.

Согласно пункту 20 части первой статьи 4 КАС Украины административным делом незначительной сложности (малозначимым делом) является административное дело, в котором характер спорных правоотношений, предмет доказывания и состав участников и т.д. не требуют проведения подготовительного производства и (или) судебного заседания для полного и всестороннего установления ее обстоятельств.

По предписаниям части 6 статьи 12 КАС Украины делами незначительной сложности являются дела относительно:

1) принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы, кроме дел, в которых истцами являются должностные лица, которые в понимании Закона Украины «О предотвращении коррупции» занимают ответственное и особо ответственное положение;

2) обжалования бездействия субъекта властных полномочий или распорядителя информации о рассмотрении обращения или запроса на информацию;

3) обжалование физическими лицами решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по исчислению, назначению, перерасчете, осуществлении, предоставлении, получении пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот;

4) прекращения по обращению субъекта властных полномочий юридических лиц или предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей в случаях, определенных законом, или отмены государственной регистрации прекращения юридических лиц или предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей;

5) обжалования физическими лицами решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий въезда (выезда) на временно оккупированную территорию;

6) обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств в сумме, не превышающей ста размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;

7) взыскание денежных сумм, которые основываются на решениях субъекта властных полномочий, в отношении которых завершился установленный этим Кодексом срок обжалования;

8) типовые дела;

9) обжалования нормативно-правовых актов, которые воспроизводят содержание или приняты во исполнение нормативно-правового акта, признанного судом противоправным и недействительным полностью или в отдельной его части;

10) иные дела, в которых суд приходит к выводу об их незначительной сложности, за исключением дел, которые не могут быть рассмотрены по правилам упрощенного искового производства;

11) пребывания иностранцев или лиц без гражданства на территории Украины.

В то же время, согласно положениям частей третьей, четвертой статьи 12 КАС Украины, исключительно по правилам общего искового производства рассматриваются дела, которые из-за сложности или других обстоятельств нецелесообразно рассматривать в упрощенном исковом производстве, в спорах: 1) по обжалованию нормативно-правовых актов, за исключением случаев, определенных настоящим Кодексом; 2) об обжаловании решений, действий и бездействия субъекта властных полномочий, если истцом также заявлены требования о возмещении вреда, причиненного такими решениями, действиями или бездействием, в сумме, превышающей пятьсот размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц; 3) о принудительном отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по мотивам общественной необходимости; 4) об обжаловании решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств в сумме, превышающей пятьсот размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Так что решение апелляционного суда является окончательным и не подлежат пересмотру в кассационном порядке по делам об обжаловании решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств в сумме, не превышающей 176 200 гривен, отнесенные действующим процессуальным законом к категории дел незначительной сложности, а также по делам, в которых суд приходит к выводу об их незначительной сложности.

 

По информации отдела обобщения судебной практики Винницкого апелляционного административного суда

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here