EUIPO должна принять новое решение по заявке, поданной Constantin Film для регистрации знака «Fack Ju Göhte» в качестве товарного знака ЕС — об этом указал Суд ЕС в своем решении по делу C-240/18.
EUIPO и Общий суд ранее пришли к выводу, что знак противоречит общепринятым принципам морали из-за того факта, что название комедийного фильма, по-видимому, не было воспринято немецкоязычной публикой как морально неприемлемое. Немецкий комедийный фильм 2013 года «Fack Ju Göhte», созданный немецкой киностудией, был просмотрен почти 7,4 миллионами киноманов в Германии.
Наряду с продолжением «Fack Ju Göhte 2» и «Fack Ju Göhte 3», выпущенными в 2015 и 2017 годах соответственно, это один из самых больших успехов немецкого кино. Фильм также был очень успешным в Австрии. В 2015 году Constantin Film обратился в Ведомство интеллектуальной собственности Европейского Союза (EUIPO) за регистрацией слова «Fack Ju Göhte» в качестве товарного знака ЕС, обозначающего различные товары и услуги, в частности косметику, ювелирные изделия, офисные принадлежности, дорожные и спортивные товары, игры, продукты питания и напитки.
EUIPO отказалась предоставить охрану этому знаку в качестве товарного знака на том основании, что он нарушает общепринятые принципы морали. Согласно EUIPO, немецкоязычная публика признает в словах «Fack ju» вульгарную и оскорбительную английскую фразу «Fuck you» (фонетически переведенную на немецкий язык). Добавление элемента «Göhte» (фонетическая транскрипция имени немецкого поэта Гете) не могло существенно изменить восприятие оскорбления «Fack ju».
Constantin Film безуспешно обжаловал этот отказ в Общем суде ЕС, который решением от 24 января 2018 года отклонил иск. Затем в Суд ЕС была подана апелляция на решение Общего суда. Сегодняшним решением Суд ЕС отменил решение Общего суда и решение EUIPO, оба из которых в значительной степени искажены одними и теми же ошибками. Поэтому EUIPO должна принять новое решение по заявке на регистрацию, поданной Constantin Film.
По мнению Суда, Общий суд и EUIPO не смогли в достаточной мере учесть тот факт, что ряд контекстуальных факторов постоянно указывают, что, несмотря на то, что термин «Fack ju» ассоциируется с английской фразой «Fuck you», название рассматриваемой комедии не было воспринято немецкоязычной общественностью как морально неприемлемые. На самом деле, несмотря на высокую заметность, сопровождающую такой успех, название этих комедий, похоже, не вызвало споров среди этой аудитории.
Кроме того, фильмы получали средства от различных организаций и использовались Институтом Гете в образовательных целях. Суд также отмечает, что восприятие немецкоязычной публикой английской фразы «Fuck you» не обязательно совпадает с ее восприятием англоязычной публикой, даже если она хорошо известна немецкоязычной общественности и последние знают её значение.
Чувствительность на родном языке на самом деле может быть выше, чем на иностранном языке. По той же причине, немецкоязычная публика также не обязательно воспринимает английскую фразу так же, как и ее немецкий перевод. Кроме того, название рассматриваемых комедий и, следовательно, знак, на который подана заявка, состоит не из этой английской фразы как таковой, а из ее фонетической транскрипции на немецком языке, сопровождаемой элементом «Göhte».
В этих обстоятельствах и ввиду того факта, что не было выдвинуто никаких конкретных доказательств, чтобы объяснить, почему немецкоязычная общественность в целом воспримет слово «Fack Ju Göhte» как идущее вразрез с фундаментальными моральными ценностями и стандартами общества, когда она используется в качестве товарного знака, даже если эта же публика не считает название этих фильмов противоречащим признанным принципам морали, Суд считает, что EUIPO не продемонстрировала соответствия требуемому правовому стандарту в отношении того, что заявленный знак не может быть зарегистрирован.
«Fack Ju Göhte» могут зарегистрировать как торговую марку: её оскорбительность не доказана