ЕСПЧ: заключенный получит 1500 евро за отказ предоставить ему доступ в Интернет

0
374

В сегодняшнем решении по делу «Рамазан Демир против Турции» (Ramazan Demir v. Turkey, жалоба № 68550/17) Европейский суд по правам человека единогласно постановил, что имело место нарушение статьи 10 (свобода выражения мнения: свобода получать информацию) Европейской конвенции о правах человека.

Демир, который подозревался в членстве в террористической организации и распространении пропаганды в пользу террористической организации, был помещен в предварительное заключение 6 апреля 2016 г. и освобожден 7 сентября 2016 г. 12 апреля 2016 г. Демир спросил тюремным властям разрешить ему доступ к Интернет-сайтам Европейского суда по правам человека, Конституционного суда и Официального вестника, чтобы он мог получить правовую информацию, чтобы следить за делами своих клиентов в качестве их адвоката в этих двух судах, а также для подготовки собственной защиты к слушанию, которое состоится 22 июня 2016 года в контексте уголовного дела против него. Тюремная администрация, а также суды первой и апелляционной инстанций отклонили его жалобы.  Демир подал индивидуальную жалобу в Конституционный суд, который 14 апреля 2017 года отклонил ее как явно необоснованную.

ЕСПЧ повторил, что в свете его доступности и способности хранить и передавать огромные объемы информации Интернет играет важную роль в расширении доступа общественности к новостям и содействии распространения информации в целом. Он также отметил, что в ряде документов Совета Европы и других международных инструментов признается ценность Интернета для общественных служб и его важность для осуществления ряда прав человека. Суд счел, что эти события отражают важную роль, которую играет Интернет в повседневной жизни людей. Действительно, все больше информации и услуг доступны только в Интернете.

Он также отметил, что тюремное заключение неизбежно связано с рядом ограничений на общение заключенных с внешним миром, в том числе на способность получать информацию. Он повторил, что уже постановил в этой связи, что статья 10 Конвенции не может быть истолкована как налагающая общее обязательство предоставлять доступ к Интернету или конкретным Интернет-сайтам для заключенных (Kalda v. Estonia, no. 17429/10, § 45). Но в данном случае турецкое законодательство предусматривает, что заключенным может быть предоставлен доступ к Интернету в контексте программ обучения и реабилитации. Суд счел, что (какими бы ни были конкретные причины, выдвинутые Демиром в поддержку его просьбы о доступе в Интернет), нельзя исключать, что эта просьба также неизбежно относилась к целям обучения и реабилитации, оправдывая доступ в Интернет для заключенных, особенно с учетом профессиональной деятельности заявителя в качестве юриста и характера тех интернет-сайтов, к которым он запрашивал доступ.

В этой связи ЕСПЧ отметил, что большое количество его постановлений, а также решений Конституционного суда, были доступны только в Интернете и требуют поиска на соответствующих интернет-сайтах. Следовательно, Суд счел, что, поскольку доступ заключенных к определенным сайтам, содержащим правовую информацию, уже был предоставлен в соответствии с законодательством Турции для целей обучения и реабилитации, ограничение доступа  Демира к интернет-сайтам Суда, Конституционный Суд и «Официального вестника», который содержал только юридическую информацию, которая могла иметь отношение к развитию и реабилитации заявителя в контексте его профессии и интересов, представляла собой вмешательство в право Демира на получение информации.

Суд также отметил, что рассматриваемое вмешательство было предусмотрено законом, а именно частью 3 статьи 67 Закона № 5275 и пунктом 3 правила 90 Тюремных правил, и что оно преследовало законные цели предотвращения беспорядков и преступлений.

Что касается необходимости вмешательства, Суд отметил, что ходатайство Демира было отклонено администрацией тюрьмы как неуместное. Затем он отметил, что национальные суды не предоставили достаточных разъяснений относительно того, почему доступ Демира к Интернет-сайтам Суда, Конституционного суда или официальной газеты не может рассматриваться как имеющий отношение к обучению и реабилитации заявителя, и в этом случае заключенные доступ к Интернету был разрешен в соответствии с вышеупомянутыми положениями, и следует ли Демира рассматривать как заключенного, представляющего определенную опасность или принадлежащего к незаконной организации, в отношении которой доступ в Интернет может быть ограничен.

Кроме того, ни власти, ни Правительство не объяснили, почему оспариваемая мера была необходима в настоящем деле, принимая во внимание законные цели поддержания порядка и безопасности в тюрьме и предотвращения преступлений. В этой связи Суд отметил, что необходимые положения об использовании Интернета заключенными в любом случае были приняты в контексте программ обучения и реабилитации. Хотя соображения безопасности, поднятые национальными властями, должны были рассматриваться как имеющие отношение к делу, Суд отметил, что национальные суды не проводили подробного анализа рисков безопасности, которые могли возникнуть в результате доступа Демира к этим трем Интернет-сайтам, особенно с учетом что указанные веб-сайты принадлежали государственным органам и международной организации, и что Демир мог получить к ним доступ только под контролем властей и на условиях, установленных ими. Соответственно, Правительство не продемонстрировало, что причины, приведенные национальными властями для оправдания оспариваемой меры, были относительными и достаточными, или что это вмешательство было необходимым в демократическом обществе.

Следовательно, имело место нарушение статьи 10 Конвенции. ЕСПЧ постановил, что Турция должна была выплатить Демиру 1500 евро компенсации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь