Массовый перехват коммуникационных данных граждан (информация о звонках, СМС и электронной переписке), в том числе, получение таких данных от операторов телекоммуникаций, противоречит ст. ст. 8, 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

К таким выводам пришла Большая палата Европейского суда по правам человека в решении «Big Brother Watch и другие против Соединенного Королевства» (заявления № 58170/13, 62322/14 и 24960/15), сообщает информационный ресурс «ECHR.Ukrainian Aspect».

Заявления были поданы после того, как Сноуден, работник Агентства национальной безопасности США (NSA) обнаружил существование программ наблюдения и обмена информацией, которыми пользуются разведывательные службы Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства.

Жалобы журналистов и правозащитных организаций касались трех аспектов мониторинга:

1) широкомасштабного перехвата (мониторинг) телекоммуникаций;

2) обмен полученной разведывательной информацией между странами;

3) получение данных связи (биллинговой информации) от операторов и провайдеров телекоммуникаций.

В соответствии с национальным законодательством Великобритании существовали определенные этапы процесса мониторинга, что, в частности включали: перехват сообщений, которые передавались по каналам телекоммуникаций; применения в реальном времени фильтров для определения значимости перехваченной информации, анализ отобранного и сохраненного материала аналитиком.

Ранее ЕСПЧ констатировал отсутствие злоупотреблений со стороны разведывательных служб Соединенного Королевства, тем не менее, обнаружил недостаточный независимый надзор за процессами отбора и поиска информации, включая критерии фильтрации информации для последующего отбора и проверки перехваченной информации.

Из этого суд пришел к выводу, что национальное законодательство не отвечало требованиям «качества права» и критерия «необходимости в демократическом обществе».

В случае получения от операторов телекоммуникаций биллинговой информации, то ЕСПЧ обратил внимание на то, что законодательство Европейского Союза требует, чтобы такая процедура была ограничена в  целях борьбы с тяжелым преступлением, а доступ к таким данным имел предварительно санкционироваться судом или другим независимым административным органом. И в этом вопросе внутреннее законодательство Великобритании оказалось неподходящим, поскольку не содержало подобных гарантий.

Зато в существующей процедуре обмена разведывательной информацией ЕСПЧ нарушений не обнаружил.

Согласно решению Палаты ЕСПЧ Великобритания должна выплатить заявителям 353,5 тысяч евро на покрытие судебных издержек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here