Массовый перехват коммуникационных данных граждан (информация о звонках, СМС и электронной переписке), в том числе, получение таких данных от операторов телекоммуникаций, противоречит ст. ст. 8, 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
К таким выводам пришла Большая палата Европейского суда по правам человека в решении «Big Brother Watch и другие против Соединенного Королевства» (заявления № 58170/13, 62322/14 и 24960/15), сообщает информационный ресурс «ECHR.Ukrainian Aspect».
Заявления были поданы после того, как Сноуден, работник Агентства национальной безопасности США (NSA) обнаружил существование программ наблюдения и обмена информацией, которыми пользуются разведывательные службы Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства.
Жалобы журналистов и правозащитных организаций касались трех аспектов мониторинга:
1) широкомасштабного перехвата (мониторинг) телекоммуникаций;
2) обмен полученной разведывательной информацией между странами;
3) получение данных связи (биллинговой информации) от операторов и провайдеров телекоммуникаций.
В соответствии с национальным законодательством Великобритании существовали определенные этапы процесса мониторинга, что, в частности включали: перехват сообщений, которые передавались по каналам телекоммуникаций; применения в реальном времени фильтров для определения значимости перехваченной информации, анализ отобранного и сохраненного материала аналитиком.
Ранее ЕСПЧ констатировал отсутствие злоупотреблений со стороны разведывательных служб Соединенного Королевства, тем не менее, обнаружил недостаточный независимый надзор за процессами отбора и поиска информации, включая критерии фильтрации информации для последующего отбора и проверки перехваченной информации.
Из этого суд пришел к выводу, что национальное законодательство не отвечало требованиям «качества права» и критерия «необходимости в демократическом обществе».
В случае получения от операторов телекоммуникаций биллинговой информации, то ЕСПЧ обратил внимание на то, что законодательство Европейского Союза требует, чтобы такая процедура была ограничена в целях борьбы с тяжелым преступлением, а доступ к таким данным имел предварительно санкционироваться судом или другим независимым административным органом. И в этом вопросе внутреннее законодательство Великобритании оказалось неподходящим, поскольку не содержало подобных гарантий.
Зато в существующей процедуре обмена разведывательной информацией ЕСПЧ нарушений не обнаружил.
Согласно решению Палаты ЕСПЧ Великобритания должна выплатить заявителям 353,5 тысяч евро на покрытие судебных издержек.