ЕСПЧ указал, в каких случаях государство может прекратить выплату пособий при переезде за границу

0
421

В решении Палаты ЕСПЧ по делу Белли и Аркье-Мартинес против Швейцарии (жалоба № 65550/13) Европейский суд по правам человека  большинством голосов постановил, что отсутствовало нарушение статьи 14 (запрет дискриминации), взятой вместе со статьей 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции о правах человека.

Дело касалось решения относительно прекращения права на специальное пособие по инвалидности, принятого в отношении г-жи Белли, которая с момента рождения является глухой, с трудом говорит на своем родном языке из-за серьезного порока, который требовал полного ухода, на том основании, что она переехала в Бразилию и больше не проживает в Швейцарии.

Внутреннее законодательство Швейцарии требовало, чтобы лица, получающие пособия без уплаты взносов, постоянно проживали в Швейцарии, в то время как лица, получавшие обычное пособие по страхованию по инвалидности, которые вносили ранее свои взносы, могли переезжать за границу без утраты пособия.

Это обосновывается тем, что Швейцария не заключила с Бразилией международную конвенцию о пособиях по инвалидности, а одно из основных различий между обычными пенсиями и, как и в настоящем случае, специальными пенсиями, и пособием по беспомощности заключается в том, что они связаны с состоянием места жительства. Из этого следует, что обычные пенсии по инвалидности в качестве дополнительных пособий выплачиваются при переезде в другую страну (принцип экспорта), а дополнительные пособия по инвалидности — нет, поскольку такие пенсии и пособия в основном финансируются из государственного бюджета.

Сравнение законодательства тридцати четырех государств-членов Совета Европы  привело к следующим выводам. Общее правило в семнадцати из сравниваемых государствах заключается в том, что взносные выплаты можно экспортировать, но постоянное проживание является условием получения права на ненакопительные пособия (Албания, Армения, Австрия, Бельгия, Канада, США, Франция, Германия, Гонконг, Ирландия, Италия, Литва, Польша, Португалия, Сан-Марино, Турция и Украина). Однако некоторые из этих государств предусматривают специальные правила для экспорта пособий, не связанных с уплатой взносов. Италия позволяет получателям определенных льгот получать их за границей, но только в течение 6 месяцев или по серьезным медицинским причинам. Бельгия и Ирландия допускают отступления от общего правила неэкспортируемости, особенно в случаях крайней необходимости. В Португалии экспорт возможен в случае, когда инвалид сопровождает близкого родственника, который работает за границей в интересах Португалии.

Общее правило в восемнадцати сравниваемых государствах заключается в том, что пособия по нетрудоспособности не подлежат экспорту независимо от того, вносят ли получатели взносы или нет (Босния и Герцеговина, Болгария, Кипр, Эстония, Греция, Венгрия, Исландия, Лихтенштейн , бывшая югославская Республика Македония, Республика Молдова, Монако, Нидерланды, Румыния, Российская Федерация, Сербия, Словения, Швеция и Великобритания).

В двух государствах  возможность экспорта пособия определяется в каждом конкретном случае и не связана характером пособия (Хорватия и Испания).

Однако пособия могут экспортироваться, если соответствующее государство заключило двустороннее международное соглашение, предусматривающее его. Кроме того, государства-члены Европейского Союза должны соблюдать соответствующие положения законодательства Европейского Союза, однако в европейском законодательстве ничего не говорится об экспорте пособий для третьих стран, а полномочия принимать законы в этой области, а также компетенция заключать международные соглашения с третьими государствами остаются на усмотрение таких государств.

Суд также отмечает, что Конвенция не устанавливает, как такового, права на получение пенсии или других социальных выплат в определенном размере и не гарантирует права на определённый уровень жизни. Что касается настоящего дела, Суд признал, что статья 8 Конвенции, безусловно, не может быть истолкована как создающая позитивное обязательство для государств сохранять социальные пособия независимо от места жительства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь